М у н и ц и п ал ьн о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а зо в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е - о с н о в н а я о б щ е о б р а зо в а т е л ь н а я ш к о л а п. С ад о в ы й _ _ 3 6 3 7 0 7 i ^ C O ^ A A M r a H J>M o 3 flO K C K H iy 3 a H O H J>n ;j C a 2 O B b iH Ji^ A ; i T e O T ]D a A w ia H 4i(5 T e A ;_ 9 ^ 4 3 ^ 1 4 _ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР И А '* ” Ш п.Садовый Семенова М.И. Протокол №1 от 29. 08.2024 г Рабочая п рограм м а курса внеурочной деят ельност и «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 класс на 2024 - 2025 учебный год Уровень реализации: начальное общее образование Срок реализации: 1 год Учитель: Безнощенко Светлана Ивановна п. Садовый 2024 М ун и ц и п ал ьн о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а зо в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е - о с н о в н а я о б щ е о б р а зо в а т е л ь н а я ш к о л а п. С ад о в ы й СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР И.о.днре/ctopa УШОУЛлбП] п.Садовый Семенова М.И. IПротокол Л$1 от 29. 08.2024 i Габрашвйли Ю.О. Приказ №.135 от 27 08. 2024 г. ' л- Рабочая п рограм м а курса внеурочной деят ельност и «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 класс на 2024 - 2025 учебный год Уровень реализации: начальное общее образование Срок реализации: 1 год Учитель: Безнощенко Светлана Ивановна и. Садовый 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; • развитие краткости речи; • умелое использование символики; • правильное применение математической терминологии; • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; • умение делать доступные выводы и обобщения; • обосновывать свои мысли. Планируемые результаты Личностные результаты У у ч а щ е го с я б у д у т с ф о р м и р о в а н ы : • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; • начальные представления о математических способах познания мира; • начальные представления о целостности окружающего мира; • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; • проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Занимательная математика»; • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как поступить; • умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений); • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. У ч а щ и й ся п о л у ч и т в о зм о ж н о с т ь д л я ф о р м и р о в а н и я : • основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Занимательная математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям; • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД. У ч а щ и й ся н а у ч и т с я : • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий; • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на карточке, доске; • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • работать по предложенному учителем плану; • отличать верно выполненное задание от неверного; • выполнять самооценку своей работы на занятии; • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; 2 • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. У ч а щ и й ся п о л у ч и т в о зм о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД. У ч а щ и й ся н а у ч и т с я : • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки; • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; • выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; 3 • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.); • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме. У ч а щ и й ся п о л у ч и т в о зм о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях; • применять полученные знания в измененных условиях; • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию; • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме. Коммуникативные УУД. У ч а щ и й ся н а у ч и т с я : • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • читать и пересказывать текст математического задания; • включаться в групповую работу; • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; • использовать критерии для обоснования своего суждения; • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог с товарищами; • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. У ч а щ и й ся п о л у ч и т в о зм о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; • слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; 4 • аргументировано выражать свое мнение; • совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; • оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. Предметные результаты У ч а щ и й ся н а у ч и т с я : • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; • выделять существенные признаки предметов; • сравнивать между собой предметы, явления; • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; • применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; • самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию; • анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами; • обобщать, делать несложные выводы; • решать нестандартные и логические задачи; • выбирать рациональный способ решения комбинированных задач; • классифицировать явления, предметы; • определять последовательность событий; • судить о противоположных математических явлениях; • давать определения тем или иным математическим понятиям; • выявлять функциональные отношения между математическими понятиями; • сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела; • строить геометрические фигуры; • читать чертеж; • выявлять закономерности и проводить аналогии. Формы и виды контроля. - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». - Проектные работы. - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». - Блиц - турнир по решению задач - Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай». - Викторина для знатоков математики». -Викторина «Юный профессор математики». 5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД Цели первого года обучения: научить ориентироваться в таких понятиях, как «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по предложенному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры, различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Р а з д е л «Математическое справочное бюро». Как люди научились считать. Р а з д е л «Удивительныймир чисел». Названия и последовательность чисел от 1 до 10. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты. Тайны и загадки чисел. Р а з д е л «Математические игры». Числовые головоломки. Сложение и вычитание. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Круговые примеры. Магические квадраты. Числовые треугольники. История возникновения ребусов. Р а з д е л «Геометрическаямозаика». Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Волшебная линейка. Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник. Треугольник. Четырехугольники. Квадрат. Круг. Овал. Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические лабиринты и закономерности. Симметрия. Симметричные фигуры. Конструирование и трансформация из геометрических фигур и счётных палочек. Р а з д е л «Мир занимательных задач». Задачи на комбинированные действия. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Занимательные задания. Решение логических задач. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся: 6 • наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий); • классифицировать предметы по группам; • самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; • решать простые логические задачи; • отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № п/п проведения Тема занятия Кол-во часов план факт Раздел «Математическое справочное бюро» 1 Как люди научились считать . 1 Раздел «Удивительный мир чисел» 2 Тайны и загадки числа 1.Название и последовательность чисел от 1 до 10. 1 3 Тайны и загадки числа 2.История чисел от1до10. 1 4 Тайны и загадки числа Э.Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. 1 5 Тайны и загадки числа 4.Решение и составление ребусов, содержащих числа. 1 6 Тайны и загадки числа 5.Удивительные свойства действий. 1 7 Тайны и загадки числа 6.Графический диктант. 1 8 Тайны и загадки числа 7.Графический диктант. 1 9 Тайны и загадки числа 8. 1 10 Тайны и загадки числа 9. 1 11 Тайны и загадки числа 0. Зрительный образ 1 7 Дата проведения № п/п Тема занятия Кол-во часов план факт цифр от 0до9. 12 Тайны и загадки числа 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. 1 П о з н а в а т е л ь н о -и г р о в о й м а т е м а т и ч е с к и й у т р е н н и к «В гостях у Ц ар и ц ы М а т е м а т и к и » . Раздел «Геометрическая мозаика» 13 Взаимное расположение предметов в пространстве. Волшебная линейка. 1 14 Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. 1 15 Г еометрические фигуры. Многоугольник. 1 16 Треугольник. 1 17 Четырехугольники. Квадрат 1 18 Круг. Овал. Занимательные задания с геометрическими фигурами. 1 19 Геометрические лабиринты и закономерности. Что такое геометрия. История развития геометрии. 1 20 Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. 1 21 Классификация фигур по размеру и форме 1 22 Симметрия. Симметричные фигуры 1 23 Конструирование из геометрических фигур 1 24 Задания на конструирование и трансформацию фигур из счетных палочек 1 Раздел «Мир занимательных задач» 8 Дата проведения № п/п Тема занятия Кол-во часов 25-26 Логические задачи. Задачи в стихах, задачи- план факт 2 шутки. Задания на развитие слуховой памяти, внимания. 27-28 Задачи на сравнение. Задачи на 2 комбинированные действия. 29 Нестандартные задачи. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. 1 Раздел «Математические игры» 30 Сложение и вычитание. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и 1 Вычитайки». 31 Магические квадраты. История их возникновения. Числовые головоломки, кроссворды. Отгадывание задуманных чисел. 1 32 История возникновения ребусов. Круговые примеры. Числовые треугольники. 1 33 Викторина для знатоков математики. 1 33 Итого СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 Ц е л и в т о р о го го д а о б у ч е н и я : формировать интерес к изучению математики, находить рациональные способы решения задач, выполнять задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры, различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Р а з д е л «М а т е м а т и ч е с к о е с п р а в о ч н о е бю ро». Что такое число? Интересные приемы устного счета. Цифры древних цивилизаций. Цифры в Древнем Египте. Цифры племени майя. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 20. История возникновения арабских цифр. Ребус. Правила разгадывание ребусов. Решение математических ребусов. Задачи в стихах. Р а з д е л « В м и р е л о ги к и » . Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм». Изготовление игры «Танграм». Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти. Магические квадраты. Р а з д е л « М и р вел и ч и н » . Измерение массы. История создания весов. Задачи на взвешивание. Определение массы с помощью чашечных весов. Монеты. Размен монет. Задачи на взвешивание фальшивых монет. Р а з д е л « М и р з а н и м а т е л ь н ы х за д а ч » . Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения. Нестандартные задачи. Логические задачи. Решение задач с помощью чертежа. Комбинаторные задачи и на смекалку. Геометрические задачи. Задачи на определение возраста. Задачи с неполными и лишними данными. Р а з д е л « Г е о м е т р и ч е с к а я м о за и к а » . Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Углы. Прямоугольник. Квадрат. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Р а з д е л « М а т е м а т и ч е с к и е и гры ». Кодирование информации. Ключворды. Заполнение числовых кроссвордов. Словесные головоломки и анаграммы. К о к о н ч а н и ю 2 -го г о д а о б у ч е н и я у ч а щ и е с я н а у ч а т с я : • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); • решать словесные и картинные ребусы; • заполнять магические квадраты размером 3 □ 3; • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой второму множеству; • объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением; • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 Дата № п/п Тема занятия Количество часов план факт Р а зд е л «М а т е м а т и ч е с к о е с п р а в о ч н о е б ю р о » 1 Что такое число? Интересные приёмы устного счёта .Цифры разных народов. Задачи в стихах. 1 2 Цифры древних цивилизаций. Цифры в Древнем Египте. Цифры племени майя. Проект. 1 3 Римские цифры в головоломках. Римские цифры от 1 до 20. 1 4 История возникновения арабских цифр. Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов. 1 Р а зд е л « М и р в е л и ч и н » 5 История создания весов. Задачи на взвешивание. Измерение массы. 1 6 Монеты. Размен монет. Задачи на взвешивание фальшивых монет. 1 Задачи на взвешивание. Определение массы с помощью чашечных весов. 2 7-8 Р а зд е л « Г е о м е т р и ч е с к а я м о за и к а » 9 Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве. 1 10 Решение задач на формирование геометрической наблюдательности. 1 11 Углы. « Математика в углу». 1 12 Прямоугольник. Квадрат. 1 13 Упражнения и головоломки со спичками 1 14 Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические фигуры не отрывая руки. 1 15 Занимательные задания с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание. 1 Р а зд е л « В м и р е л о ги к и » 11 Дата № п/п 16-18 Тема занятия Занимательные задания с геометрическими фигурами. Магические квадраты. Логическипоисковые задания. Задания на развитие внимания, мышления, памяти. Турнир по Количество часов план факт 3 геометрии. 19 История танграма. 1 20 Танграм своими руками. 1 Р а зд е л «М и р з а н и м а т е л ь н ы х з а д а ч » 21 Нестандартные задачи. 1 22 Логические задачи. 1 23 Решение задач с помощью чертежа. 1 24-25 Задачи на определение возраста. 2 26-27 Задачи с неполными и лишними данными. 2 28 Задачи с элементами комбинаторики и на смекалку. 1 29 Комбинаторные задачи. 1 30-31 Геометрические задачи. Задачи на комбинированные действия. 2 Р а зд е л « М а т е м а т и ч е с к и е и гр ы » 32 Кодирование информации. 1 33 Ключворды. Числовые кроссворды. 1 34 Словесные головоломки и анаграммы. Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай» 1 34 Итого И н т ер н ет -р есур сы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 12 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 13