ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 – 4 класс План внеурочной деятельности начального общего образования Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ ООШ п. Садовый. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектноисследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУ ООШ п. Садовый . Для обучающихся начальной школы более приемлема модель плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы. В рамках данной модели особое внимание уделяется изучению функциональной грамотности, финансовой грамотности, а также развитию личности обучающегося. Однако, уделяется также внимание предметной направленности, так как развитие интеллектуально составляющей личности обучающегося является основной задачей любой школы. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ ООШ п. Садовый учитывает: — особенности учебного процесса МБОУ оош п.Садовый, 6-ти дневную учебную неделю, общеобразовательную направленность обучения в МБОУ ООШ п. Садовый, возрастные особенности обучающихся, а также психологопедагогические возможности работы с обучающимися; — результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; — возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью. Данный критерий также обусловлен полноценной кадровой составляющей МБОУ оош п. Садовый; — особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится МБОУ ООШ п.Садовый. Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение: Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 1. духовно- нравственное; 2. общеинтеллектуальное; 3. общекультурное; 4. социальное; 5. спортивно-оздоровительное. Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовнонравственного воспитания учащихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной деятельности. Цель работы в этом направлении. - формирование целостного, осознанного отношения к знаниям, к самому процессу познания. Общекультурное предполагает развитие эмоционально-образного и художественнотворческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Социальное направление (социально- преобразующее творчество) - создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. Спортивнооздоровительное направление строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. При отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ ООШ п. Садовый ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. В соответствии с вступлением в силу ФГОС НОО 3 поколения, в рамках 5 направлений в МБОУ ООШ п.Садовый выделены виды деятельности, позволяющие в полной мере соответствовать выдвигаемым требованиям ФГОС. 1. Спортивно-оздоровительная деятельность (спортивно-оздоровительное направление) направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность в рамках преемственности ФГОС разных поколений в МБОУ ООШ п. Садовый входит в общекультурное направление и организуется как возможность более глубокого изучения как предметных, так и культурологических аспектов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность является элементом социального направления внеурочной деятельности в МБОУ ООШ п. Садовый, направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность обучающихся осуществляется в рамках духовнонравственного направления внеурочной деятельности, организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, являющихся элементом общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 7. «Учение с увлечением!» - часть общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности МБОУ ООШ п.Садовый , включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: — целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; — преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); — учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; — использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Внеурочная деятельность МБОУ ООШ п.Садовый также тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. В рамках реализации ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) осуществляется внеурочная деятельность в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Объем внеурочной деятельности: Классы 1 2 3 4 Количество часов в неделю 3 3 3 3 Количество часов в год 102 102 102 102 Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования определяет образовательная организация. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные общества учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К формам внеурочной деятельности относят олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны. Возможны дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной (классно-урочной). Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции, конкурсы, спортивные праздники, викторины, экскурсии, Дни здоровья. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. № Название программы, направление Класс Объем 1 Классные часы “Разговор о важном» Духовно-нравственное направление 1,2,3,4 33/34/34/ 1/1/1/1 34 Программа предполагает знакомство учеников с общественнополитической жизнью страны, событиями их региона. 2 Занимательная математика (ФГ) интеллектуальное 1,2,3,4 33/34/34/ 1/1/1/1 34 "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. 3 Занимательная грамматика (ФГ) интеллектуальное 1,2,3,4 33/34/34/ 1/1/1/1 34 Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. 4 Музыкальный калейдоскоп Художественно эстетическое 2 34 1 Актуальность данной программы в том, что в условиях дополнительного образования она поможет решить некоторые школьные проблемы, связанные с внеклассной работой и существенно дополнит школьную программу по музыке в начальных классах. На занятиях воспитанники научатся не только петь хором и сольно, но и получат знания о композиторах, музыкальных жанрах, исполнителях. 5 По страницам любимых 4 книг Интеллектуальное 34 1 Кружок «По страницам любимых книг» способствует расширению читательского пространства, В год Особенности программы В неделю реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. 6 Шахматы 1 Обще интеллектуальное 33 1 Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-9 класс План внеурочной деятельности основного общего образования Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. План внеурочной деятельности МБОУ ООШ п. Садовый обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования. В рамках реализации ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) осуществляется внеурочная деятельность в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемогоМБОУ ООШ п.Садовый. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Внеурочная деятельность направлена на: 1) создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству; 2) приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); 3) профилактику асоциального поведения; 4) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры; 5) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося; 6) развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся. Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве. Результат внеурочной деятельности - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира – личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Объем внеурочной деятельности: Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Классы 5 6 7 8 9 Количество часов в неделю 3 3 3 3 3 Количество часов в год 102 102 102 102 102 Направления и формы организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 1. духовно- нравственное; 2. обще интеллектуальное; 3. общекультурное; 4. социальное; 5. спортивно-оздоровительное . Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовнонравственного воспитания учащихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной деятельности. Цель работы в этом направлении. - формирование целостного, осознанного отношения к знаниям, к самому процессу познания. Общекультурное направление предполагает развитие эмоционально-образного и художественнотворческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Социальное направление (социально- преобразующее творчество) - создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Спортивно-оздоровительное направление строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. В связи с выбранной моделью построения плана внеурочной деятельности внимание уделяется следующим: -внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы; - внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); - внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; - внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессиональнопроизводственном окружении; - внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); -внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Необходимо отметить, что в рамках перехода к ФГОС 3 поколения план внеурочной деятельности строится на 5 направлениях, но учитываются в каждом направлении виды деятельности, перечисленные выше. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования определяет образовательная организация. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические, филологические, студии, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные общества учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К формам внеурочной деятельности относят олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны. Возможны дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной (классно-урочной). № Название программы, направление Класс Объем 1 Классные часы “Разговор о важном» Духовнонравственное направление 5,6,7,8,9 34/34/34/34/34 1/1/1/1/1 Программа предполагает знакомство учеников с общественнополитической жизнью страны, событиями их региона. Программа разработана на курс с 1 по 9 класс. Является важным элементом духовнонравственного развития обучающихся в рамках воспитательных мероприятий школы. 2 История Осетии обще интеллектуальное 8,9 34/34 1/1 Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, осетинской и мировой культуры. . 3 Юный читатель» обще интеллектуальное 5 34 1 Программа внеурочной деятельности «Юный читатель» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя 4 Финансовая грамотность социальное 5 34 1 Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка и его отношение к материальным и духовным ценностям. С учётом специфики обучающихся начальной школы основной целью обучения экономике обучающихся младших классов является формирование начальных представлений об В год Особенности программы В неделю окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей. 5 «Английский в фокусе» интеллектуальное 7,8 34/34 1/1 Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. 6 Творческая мастерская художественно эстетическое 7,8 34/34 1/1 Программа «Творческая мастерская» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе 7 Литературный кружок «Парус» общекультурный 6 34 1 Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. 8 Родное слово 9 интеллектуальный 34 1 Цель курса «Родное слово» – патриотическое и духовнонравственное воспитание обучающихся посредством их приобщения к богатому литературному наследию нашей страны и реализации воспитательного потенциала содержания предмета «Литература» через подбор соответствующих текстов для чтения, создание проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях, использование интерактивных форм работы с обучающимися, характерных для внеурочной деятельности. 9 Эколята 34 1 Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и 5 продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. 10 Исторический кружок «Из глубины веков» общекультурное 7 34 1 Данная программа дополняет школьный курс истории Древнего мира и истории Отечества яркими страницами истории, сведениями о военной истории и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории Древнего мира и истории Отечества, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками. 11 Интересный мир информатики интеллектуальное 6 34 1 В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебнопознавательных и учебнопрактических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в старшей школе 12 Человек и общество социальное 9 34 1 Цель курса - формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях; углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществознание» для подготовки к ОГЭ по обществознанию. 13 Россия – мои горизонты Социальное 6,7,8,9 34/34/34/34 1/1/1/1 Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.