Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для обучающихся 8-9 классов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие
возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного
познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы
обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников,
способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту
человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на
основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет
рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания
школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации
и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области
«Родной язык и родная литература» учебный предмет«Родная литература (русская)» тесно связан
с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и
межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет
специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в
предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы
обусловлена: — отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено
их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа, духовные основы русской культуры; — более подробным освещением
историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений,
расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература
(русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской
литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех
школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и
литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный
кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в
проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной

русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса
родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение
к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском
и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в
фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература
(русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса
включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы,
актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют
произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы —
русский лес — берёза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются
отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и
нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом
блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературнохудожественном материале показать, как важные для национального сознания понятия
проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших
дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы
вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства —
живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств
в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа
учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку
учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык
и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и
русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная
литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: — воспитание и
развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной
русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу России; — формирование познавательного
интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю
историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое
поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; — осознание исторической

преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа и ответственности за сохранение русской культуры; — развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет
«Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;
создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования
собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 – 8 классах выделяется по
34 часа в год (из расчёта 01 учебный час в неделю), 9 классе – 17 часов( из расчета 0,5 учебного
часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее
пяти произведений).

Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и
медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух).
Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!..
люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на
Трубной площади».
Родные просторы Русский лес Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В.
А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др. И. С.
Соколов-Микитов. «Русский лес».
Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира
Рождество Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»
(фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н. Д.
Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома Семейные ценности И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору).
Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы».
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина Отечественная война 1812 года Стихотворения (не менее двух).
Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души Парадоксы русского характера К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках Школьные контрольные К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А.
А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана Родной язык, родная речь Стихотворения (не менее двух). Например: И.
А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные
сюжеты и герои в русской литературе И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец
былин». Города земли русской (3 ч) Русский Север: Архангельск в русской литературе С. Г.
Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы (3 ч) Стихи русских поэтов о зиме И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок.
«Снег да снег. Всю избу занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег». По мотивам русских сказок о
зиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч) Масленица М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д.
Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (5 ч) Всюду родимую Русь узнаю В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч) Оборона Севастополя А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Загадки русской души (3 ч) Чудеса нужно делать своими руками Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь
нас ни учила…» Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (3 ч) Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы
«Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент). Лишь слову жизнь дана (1 ч) На русском дышим языке К. Д. Бальмонт.
«Русский язык». Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч
Третий год обучения (34 ч)
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч) Русские народные песни: исторические и лирические «На заре то
было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…» А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Города земли русской (3 ч) Сибирский край В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»). А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч) Русское поле И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское поле». Д. В.
Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч) Пасха К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С. Хомяков.
«Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов.
«Казак».
Тепло родного дома (4 ч) Русские мастера С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф. А.
Абрамов. «Дом» (фрагмент). В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч) На Первой мировой войне С. М. Городецкий. «Воздушный
витязь». Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец». Н. С.
Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (3 ч) Долюшка женская Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов.
«Внимая ужасам войны…» Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…» Ф. А. Абрамов.
«Золотые руки». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (2 ч) Взрослые детские проблемы А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н.
Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную
жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) Такого языка на свете не бывало Вс. Рождественский. «В родной
поэзии совсем не старовер…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Четвёртый год обучения (34 ч)
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч) Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков.
«Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник
Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч) По Золотому кольцу Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов.
«Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч) Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская
народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого
Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч) Праздники русского мира (4 ч) Троица И. А. Бунин.
«Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль
высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (5 ч) Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай
меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни». Резерв на
вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч) Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч) Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М.
Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч) Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н.
Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч) Язык поэзии Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф.
Анненский. «Третий мучительный сонет».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч) Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и
литературе Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). В. А.
Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент). М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И. И.
Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (2 ч) Петербург в русской литературе А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…» О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий в облаченьи…»). Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных
разворотах…»). Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы (2 ч) Степь раздольная «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская
народная песня). П. А. Вяземский. «Степь». И. З. Суриков. «В степи». А. П. Чехов. «Степь»
(фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)
Праздники русского мира (3 ч) Августовские Спасы К. Д. Бальмонт. «Первый спас». Б. А.
Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Е. И.
Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (3 ч) Родительский дом А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (5 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч) Великая Отечественная война Н. П. Майоров. «Мы». М. В.
Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов.
«Переправа».
Загадки русской души (1 ч) Судьбы русских эмигрантов Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т.
Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (1 ч) Прощание с детством Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) «Припадаю к великой реке…» И. А. Бродский. «Мой народ». С. А.
Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература
(русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; — неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
—
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; Духовнонравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства; Физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернетсреде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности
научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические
действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; — ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и
анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый год обучения. 5 класс
 формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок,
пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского
народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве
как столице России и о русском лесе;
 формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
 формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о
проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о
проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы
с разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс
 развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и
русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в
контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне
тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов

России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и
русском доме;
 развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской
души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как
основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве
русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной
проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных
песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
сибирском крае и русском поле;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о
русских умельцах и мастерах;
 развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и
героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах,
которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по
предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю,
современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на
проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными
способами её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о
легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского
народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и
о родстве душ русских людей;

 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском

человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
 развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного
текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю,
современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков
работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений
разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской
степи в русской литературе;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском
доме как вечной ценности;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой
Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о
нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
 развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный
смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его
воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными
способами её обработки и презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Всего:
на чтение, изучение и обсуждение — 29 ч; на развитие речи — 4 ч;
итоговые контрольные работы — 1 ч

№ Дата
п/
Тема урока
Примечание
п
Россия – Родина моя
1-3
Преданья старины глубокой. Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков.
«Сусанин».
4-7

«Преданья старины глубокой»:О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой.
«Избранник Божий» (главы из романа).

810

Города земли русской По Золотому кольцу Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А.
Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое
кольцо».
Родные просторы (3 ч) Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная
песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С.
Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Промежуточная контрольная работа

1113
14

Русские традиции
15Праздники русского мира. Троица И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний
17
канон…»

18
-20
2122

Праздники Русского мира: Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая
кукушка».
Тепло родного дома. Родство душ Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы
из повести).

2324

Тепло родного дома: А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

Русский характер – русская душа
25Не до ордена – была бы Родина . Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
27
28
Загадки русской души . Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский.
«Мужик Марей».
30
31

О ваших ровесниках Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).

32
33

О ваших ровесниках Пора взросления . Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий
мучительный сонет».
Годовая контрольная работа

34

9 КЛАСС
Всего:
на чтение, изучение и обсуждение — 14 ч; на развитие речи — 2 ч;
итоговые контрольные работы — 1 ч

№ Дата
п/
Тема урока
Примечание
п
Россия – Родина моя
1-2
Преданья старины глубокой Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе Песня
«Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент). М.
И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
3
Города земли русской . Петербург в русской литературе А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в
4
облаченьи…»). Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л. В. Успенский.
«Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
5-6
Родные просторы (2 ч) Степь раздольная «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная
песня). П. А. Вяземский. «Степь». И. З. Суриков. «В степи». А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Русские традиции
7-9
Праздники русского мира Августовские Спасы К. Д. Бальмонт. «Первый спас». Б. А. Ахмадулина. «Ночь
упаданья яблок». Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Е. И. Носов. «Яблочный спас».
1012

Тепло родного дома. Родительский дом А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы). В. П.
Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

Русский характер – русская душа
13Не до ордена – была бы Родина (2 ч) Великая Отечественная война Н. П. Майоров. «Мы». М. В.
14
Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов.
«Переправа».
15
Загадки русской души (1 ч) Судьбы русских эмигрантов Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко.
«Русское искусство».

16

О ваших ровесниках. Прощание с детством Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

17

Лишь слову жизнь дана «Припадаю к великой реке…» И. А. Бродский. «Мой народ». С. А. Каргашин. «Я –
русский! Спасибо, Господи!..» Годовая контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».