Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для обучающихся 6 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия- Алания
Администрация местного самоуправления Моздокского района
МБОУ ООП! п.Садовый

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель директора по УВР

Шахриева Н.В.

Семенова М.И.’

Протокол №1 от «29» августа2024 г.

Протокол №1 от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ГО 4174782)
учебного предмета «Родная литература (русский)»
для обучающихся 6 класса

и. Садовый2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной литературе на русском языке для обучающихся 6 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также
Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной
программы основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родная литература (русская)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части
требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и
родная литература». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и
литература». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской
Федерации.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе (русской) как величайшей духовной, нравственной и
культурной ценности русского народа.
Задачи:
• формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы (русской);
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы
(русской), к отдельным ее произведениям;
• приобщение к литературному наследию своего народа.
Место учебного курса «Родная литература (русская)» Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и
литература» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися
эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
предназначена для изучения в 6 классе и рассчитана на 34 часа.
Срок реализации 2024-2025 учебный год.

2

Планируемые результаты освоения учебного предмете «Родная литература (русская)»
Личностные результаты:
1) осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и
долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
2) способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
уважительное отношение к труду;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности
эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
6) способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
7) неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьи формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в томчисле альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
3

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
1) понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
2) проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за
сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
3) понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских
писателей,в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
4) осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном
пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
5) развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества;
понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественныепроизведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение различными способами постижения смыслов,заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание
собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
7) применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной
деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
8) накопление опыта планирования собственного досугового чтенияпроизведений родной русской литературы, определения и
обоснования своихчитательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
4

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» в 5 классе:
1) формирование умения выделять проблематику русских народныхи литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для
развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о
русском лесе;
2) формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
3) формирование начальных представлений о русскомнациональном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях
о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
4) развитие умений давать смысловой анализ фольклорного илитературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством
учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения
для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно- исследовательской деятельности и оформлении ее
результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

5

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» (35 ч) 6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы изкниги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло...»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных т е л . »
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
A. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
B. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША
6

Не до ордена - была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
A. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила...»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
B. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с нимпознакомился».
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид - язык не русский...»

«Кирпичные острова»).

7

Тематическое планирование
№ п/п Кол.
час.

Раздел, тема

Контрольная Развитие
речи
работа

1

12

Россия - Родина моя

1

5

Преданья старины глубокой

1

4

Города земли русской

1

3

Родные просторы

11

Русские традиции

7

Праздники русского мира

1

4

Тепло родного дома

1

11

Русский характер - русская душа

3

Не до ордена - была бы родина

2

Загадки русской души

2

О ваших ровесниках

2

Лишь слову жизнь дана

1

В мире прочитанных книг

2

3

4

1

1

8

Календарно-тематическое планирование
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с
возрастными особенностями их обучающихся, ведущую деятельность. Все это в процессе организации учебной деятельности
обеспечивает:
•I Iустановление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
•I Iпобуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•I привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•I Iиспользование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров отве тственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб;
• применение на сроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
* включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержан, мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение,
доверие, создание ситуации успеха);
•I Iорганизация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неус певающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•□инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в
конкурсах, выставках, соревнованиях, проектах).

9

№
п/п
1

Кол-во
часов
1

Раздел, тема
Россия - Родина моя
Русские былины - богатыри и богатырство.

2

1

Былина «Илья Муромец и Святогор». Два богатыря.

3

1

Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И. А.
Бунин. «Святогор и Илья»

Прочитать былину Былина
«Илья Муромец и Святогор».
Сравнительная
характеристика героев.
И.А. Бунин. «Святогор и
Илья», образы героев
М. М. Пришвин. «Певец
былин», пресказ.

4

1

Былинные сюжеты и герои в русской литературе. М. М.
Пришвин. «Певец былин»

Бурятский героический эпос
«Гэсэр».

5

1

Бурятский героический эпос «Гэсэр»

6

1

Города земли русской
Русский Север - Архангельск в русской литературе.

7

1

С.Г. Писахов. «Морожены песни» (Из книги «Ледяна
колокольня»)

8

1

9

1

Б.В. Шергин «Детство в Архангельске». «Миша Ласкин»
(главы из книги «Поморские были и сказания»)
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме. И.С. Никитин «Встреча зимы»

10

1

11
12

1
1

Письменный ответ: что
общего у эпоса с русскими
былинами?
С.Г. Писахов. «Морожены
песни» прочитать,
иллюстрация к эпизоду
«Детство в Архангельске».
«Миша Ласкин» , пересказ
одного из произведений
И.С. Никитин «Встреча
зимы» выучить наизусть
Выразительное чтение
стихов А.А. Блока и Н.М.
Рубцова
Е.Л. Шварц «Два брата» .
С. 60, вопрос 3.
Подготовиться к тесту
Сообщение о Масленице.
Традиции и обряды

Картины русской зимы в стихотворениях А.А. Блока и Н.М.
Рубцова
По мотивам русских сказок о зиме. Е.Л. Шварц «Два брата»
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Тест

Дата

Домашнее задание
План
I четв.

Факт

10

13

1

Русские традиции
Праздники русского мира. Масленица.

14

1

15

1

М.Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел...» А.Д. Дементьев
«Прощеное воскресенье». Изобразительно-выразительные
средства языка.
А.П. Чехов «Блины». Ирония рассказа.

16

1

Тэффи «Блины». Разные культурные традиции героев.

17

1

18

1

Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю. Главы из романа Б. Васильева
«Не стреляйте в белых лебедей»
В.А. Рождественский «Русская природа»

19
20

1
1

К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»
Ю.В. Бондарев. «Поздним вечером»

21

1

Проверочная работа по итогам изучения раздела

22

1

Русский характер - русская душа
Не до ордена - была бы Родина. Оборона Севастополя.

23

1

А.Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»

24

1

Героические песни. А.А. Фет «Севастопольское братское
кладбище». Рюрик Ивнев «Севастополь»

25

1

Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками. Ф.И. Тютчев «Чему бы
жизнь нас не учила»

А.Д. Дементьев «Прощеное
воскресенье» выучить
наизусть
А.П. Чехов «Блины»,
рассказать о традиции печь
блины
Тэффи «Блины» прочитать,
пересказать одну из частей
Главы из романа Б.
Васильева «Не стреляйте в
белых лебедей»
В.А. Рождественский
«Русская природа» выучить
наизусть
К.Г. Паустовский
«Заботливый цветок»
Легенды и мифы о растениях
Подготовиться к
контрольной работе
Крымская война. Сообщение
об обороне Севастополя
А.Н. Апухтин. «Солдатская
песня о Севастополе»,
выразительное чтение
А.А. Фет «Севастопольское
братское кладбище» выучить
наизусть
Ф.И. Тютчев «Чему бы
жизнь нас не учила» выучить
наизусть
Н.С. Лесков «Неразменный
рубль» прочитать

11

26­
27
28

1

29

1

30

1

О ваших ровесниках
Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные
рассказы»)
Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул»

31

1

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

32

1

Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке. К.Д. Бальмонт «Русский язык»

33
34

1
1

Ю.П. Мориц «Язык обид - язык не русский»
Обобщение изученного.

1

Н.С. Лесков «Неразменный рубль» Символический смысл
рассказа.
В.П. Астафьев «Бабушка с малиной». Слово о писателе.

В.П. Астафьев «Бабушка с
малиной»
Р.П. Погодин рассказы «Как
я с ним познакомился»,
«Кирпичные рассказы»
Е.С. Велтистов «Миллион и
один день каникул», с. 180
вопрос 5
Е.С. Велтистов
«Приключения
Электроника», кинофильм и
книга
К.Д. Бальмонт «Русский
язык», анализ стихотворения
по плану
Ю.П. Мориц «Язык обид язык не русский» выучить
наизусть
Подготовиться к викторине
Рекомендации по чтению на
летний период

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».