МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Северная Осетия- Алания Администрация местного самоуправления Моздокского района МБОУ ООШ п.Садовый РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель директора по УВР Шахриева Н.В. Семенова М.И. Протокол №1 от «29» августа2024 г. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. УТВЕР Приказ № 135 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ГО 4777448) учебного предмета «Родная литература (русский)» для обучающихся 5-9 классов п. Садовый2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Данная рабочая программа по родной литературе (русской ) составлена для 5-6 классов МБОУ ООШ п. Садовый , разработана на основании следующих требований: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании); Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ п. Садовый; Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций , реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31.01.2018 года №2/18 Учебного плана МБОУ ООШ п. Садовый на 2024-2025 год. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; а. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 :, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, утвержденного приказом № 254 от 20.05.2020 г Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесносвязан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная 1 литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: 1) отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; 2) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содерж ан и и курса р од н ой русск ой литературы в програм м евы деляю тся три содерж ательны е линии (три п роблем но-тем атич ескихблока): 1) «Р осси я— родинам оя»; 2) «Русскиетрадиции»; 3) «Русскийхарактер— русскаядуш а». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5— 9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блокиобъединяютпроизведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и 2 литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: 1) воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; 2) формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; 3) осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; 4) развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. У ч еб н ы й п р ед м е т « Р о д н а я л и т ер а т у р а (р у сс к а я )» н а п р а в л е н н а р еш е н и е с л е д у ю щ и х за дач: 1) приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; 2) осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; 3) выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; 4) получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; 5) выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; 6) формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; 7) накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; 8) формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 9) развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации изразличныхисточников,включаяИнтернет, и др. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 170 часов. В 5— 9 классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю). На изучение инвариантной части программы по родной русской литературе отводится 135 учебных часов. Резерв учебного времени, составляющий 35 учебных часов (или 20 %), отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 5 КЛАСС Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой М а лы е ж анры ф ольклора: пословицы и поговорки о Р оди н е,Р осси и ,р усск ом н ар оде(н ем ен ееп я ти п р ои зв еден и й ). Р у с с к и е н а р о д н ы е и л и т е р а т у р н ы е с к а зк и (н е м е н е е дв у х п р о и зв еден и й ). Например: «Л и са и м едв едь» (русская н а р о д н а я ск а зк а ),К .Г .П а у ст о в ск и й « Д р ем у ч и й м ед в ед ь » . Города земли русской М осквавпроизведенияхрусскихписат елей С ти хотв ор ен и я (не м енее двух). Например: А. С. Пушкин «Н ати хи хбер егахМ оск вы .. ,»,М .Ю .Л ерм онтов«:М осква,М осква! ..лю блю тебяк аксы н .. ,»,Л . Н .М арты нов«К расны еворота»идр. А .П .Ч е х о в .« В М о с к в е н а Т р у б н о й п л о щ а д и » . Родные просторы Р усскийлес Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов«Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без переры ва.» и др. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира Рождество С т и х о т в о р ен и я (н е менее двух). Например: Б. Л. Пастернак«Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др. A . И .К у п р и н .« Б е д н ы й п р и н ц » . Н .Д .Т е л е ш о в . «ЁлкаМ итрича». Тепло родного дома С ем ейны еценност и И .А .К р ы л ов .Б асн и (одн оп р ои зв еден и еп ов ы бор у).Н ап р и м ер :«Д ер ев о»и д р . И .А .Б у н и н . «С н еж н ы й бы к ». B . И .Б ел ов.«С к в ор ц ы ». Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина О т е ч е с т в е н н а я в о й н а 1 8 1 2 го д а С ти хотв ор ен и я (н ем ен еед в ух).Н ап р и м ер :Ф .Н .Г л и н к а « А в а н г а р д н а я п есн ь » ,Д .В .Д а в ы д о в « П а р т и за н » (о т р ы в о к )и д р . Загадки русской души П а р а д о к с ы р у с с к о го х а р а к т е р а К .Г .П а у с т о в с к и й . «П охож дени яж ука-носорога»(сол датскаяск азк а). Ю .Я .Я к о в л е в . «С ы новьяП еш еходова». О ваших ровесниках Ш к о л ъ н ы е к о н т р о лъ н ы е К .И .Ч ук ов ск и й .«С ер ебр я н ы й гер б » (ф р а гм ен т). А .А .Г и в а р г и зо в . «К онтрольны йдиктант». Лишь слову жизнь дана Р однойязы к,роднаяречъ Стихотворения(неменеедвух).Например:И.А.Бунин«Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь» и др. 4 6 КЛАСС Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой Б о га т ы р и и б о га т ы р с т в о Б ы л и н ы (одн абы л и н ап ов ы бор у).Н ап р и м ер :«И льяМ уром ециС вятогор». Б ы л и н н ы ес ю ж е т ы и ге р о и в р у с с к о й л и т е р а т у р е Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин«Святогор и Илья». М .М .П р и ш в и н .« П ев ец б ы л и н » . Города земли русской Р усскийС евер С .Г .П и са х о в .« Л е д я н а колокольня» (н е м ен ее о дн о й главы повы бору,наприм ер:«М орож ен ы п есн и »). Б. В. Ш ер ги н . «П ом орск ие были и сказания» (н е м ен ее д в у х г л а в п о в ы б о р у ,н а п р и м ер :« Д ет ст в о в А р х а н г ел ь ск е» ,« М и ш а Л а ск и н » ). Родные просторы З и м а в р у с с к о й п о э зи и С т и х о т в о р ен и я (н е менее двух). Например: И. С. Никитин«Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло...», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др. П о м о т и в а м р у с с к и х с к а з о к о зи м е Е .Л .Ш в а р ц .« Д в а б р а т а » . Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира М асленица С тихотворения(нем енеедвух).Н априм ер:М .Ю .Л ерм онтов«П осрединебесны хтел... »,А . Д .Д ем ен тьев«П рощ ён оев оск ресен ье»и др. А .П .Ч е х о в . «Б лины ». Т эф ф и .«Блины ». Тепло родного дома В сю дуродим ую Р усьузнаю С ти х отв ор ен и я (н ем ен ееод н ого).Н а п р и м ер :В .А .Р о ж деств ен ск и й « Р у сск а я п р и р о да » и др. К .Г .П аустов ск и й .«З аботл и в ы й ц в ето к » . Ю .В .Б о н д а р е в .« П о зд н и м вечером ». Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина О боронаС еваст ополя С т и х о т в о р ен и я (н е менее трех). Например: А. Н. Апухтин«Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др. Загадки русской души Ч удесануж ноделат ьсвоим ирукам и С т и х о т в о р ен и я (н е менее одного). Например: Ф. И. Тютчев«Чему бы жизнь нас ни у ч и л а .» и др. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной». О ваших ровесниках Р еальност ьим ечт ы Р .П .П о г о д и н . «К ирпичны е острова»(рассказы «К акя сн и м п о зн а к о м и л ся » ,« К и р п и ч н ы ео ст р о в а » ). Е .С .В ел ти стов .«М и л л и он и оди н ден ьк ан и к ул »(оди н ф р агм ен тп ов ы бор у). Лишь слову жизнь дана Н арусском ды ш им язы ке С ти х о тв о р ен и я (н ем ен еед в у х ).Н а п р и м ер :К .Д .Б а л ь м о н т « Р у сск и й я зы к » ,Ю .П .М о р и ц « Я зы к о б и д — я зы к н е р у с с к и й .. ,» и д р . 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РОДНАЯ ______________________________ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»______________________________ Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся 6 социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыкарефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть 7 готовым действовать в отсутствие гарантии успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ О владениеуниверсальны м иучебны мипознавательны м идействиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,выбиратьнаиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: и сп ол ь зов ать в о п р о сы как и сс л е д о в а т е л ь ск и й инструментпознания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работасинформацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. О владениеуниверсальны м иучебны миком м уникативны м идействиям и. Общение:воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, 8 исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместнаядеятельность: понимать и использоватьпреимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. С ам оор ган и зац и я : выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (планреализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. С а м о к о н т р о л ь : владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Э м о ц и о н а л ьн ы й и н т ел л ек т :р а зл и ч а т ь, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. П р и н я т и е с еб я и д р у ги х : осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетическихвозможностейродногоязыка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать 9 своё досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать,критическиоцениватьиинтерпретироватьпрочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметные результаты по классам 5 класс: 1) выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях; 3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи; 4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; 5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации. 6 класс: 1) выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; 2) осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме; 3) иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме; 4) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853— 1856 годов, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи; 5) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; 6) владетьначальныминавыкамиосуществлениясамостоятельной проектно исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Всего: н ач тен и е,и зуч ен и еи обсуж ден и е— 24ч;наразвитиеречи— 2ч; итоговы еконтрольны еработы — 1ч;резервны еуроки— 7ч. Тематический блок/раздел Основноесодержание Основныевидыдеятельностиобучающихся Р а з д е л 1 .Р О С С И Я — Р О Д И Н А М О Я М а л ы е : ж а н р ы ф о л .ь к л о р а Ч и т а т ь ,в о сп р и н и м а т ь и о б су ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю Преданьястар П о с л о в и ц ы и п о го в о р к и т е о р е т и ч ес к о й статьи к р а зд ел у у ч еб н и к а . иныглубокой( Вы разительночитатьпословицы .У частвоватьваналитической оР оди н е,Р осси и ,р усск о м н а р о д е(н ем ен е 3ч) епяти прои зведени й ). беседе.П роводитьсопоставительны йанализ пословицразны хнародов. Р усски ен ародн ы еили т ерат урн ы е с к а з к и (н е м е н е е В ы разительночитать,втом числепоролям ,иэм оциональновосприним атьсказ ки.Владетьразны м ивидам и дв ухп р ои зв еден и й ).Н ап р и м ер : « Л и са и м е д в ед ь » пересказа.Р аботатьсословом ,втом числесоставлять историко-культурны йком м ентарий.П роводитьсопоставительны й (р усск ая н ар одн а я ск а зк а ), К .Г .П а у ст о в с к и й « Д р ем у ч и й а н а л и зсх о д н ы х п о т ем а т и к еи о б р а за м м едведь» п ер со н а ж а м ск а зо к р а зн ы х н а р о д о в ,ф о л ь к л о р н ы х и л и т ер а т у р н ы х ск а зо к Тематический Основныевидыдеятельностиобучающихся Основноесодержание блок/раздел Г ородаземлир М о с к в а в п р о и з в е д е н и я х р у с с к и х п и с а Ч и тать,восп ри н и м атьи обсуж датьи стори к о-к ультурн ую и нф орм ац ию т ео р ет и ч еск о й статьи к р а зд е л у у ч еб н и к а .В ы р а зи т ел ь н о читать и усской т е л е й С т и х о т в о р е н и я (н ем е н ее э м о ц и о н а л ь н о в о сп р и н и м а т ь ст и х о т в о р ен и я и п р о за и ч еск и й т ек ст . д в ух). Н а п р и м ер :А .С .П у ш к и н (3ч) Р аботат ь с о сл о в о м , составлять и ст о р и к о «Н ати хи хбер егахМ оск в ы .. ,»,М .Ю .Л ер м онтов«М осква,М осква! ..лю блю тебяка к у л ь т у р н ы й к о м м ен т а р и й .У ст н о и л и п и сь м ен н о о т в еч а т ь н а в о п р о сы (с и сп о л ь зо в а н и ем ц и ти р ов ан и я ). У ч аствовать ксын .. ,»,Л .Н .М арты нов «К р асн ы е в ор о та » и в к о л л ек т и в н о м д и а л о геп о а н а л и зу т ек ст а .В л а д ет ь р а зн ы м и в и д а м и п ер еск а д р .А .П .Ч е х о в .« В М о с к в е н а Т р у б н о й п за .С о п о ст а в л я т ь т ем а т и ч еск и б л и зк и е л ощ ад и » п р о и зв ед ен и я .Р а б о т а т ь си л л ю ст р а т и в н ы м м а т ер и а л о м у ч еб н и к а . Г отовитьсякнаписанию сочинения 11 Родныепросто ры(2ч) Р усский лес С ти хотворени я(н ем ен ее двух).Н априм ер:А .В .Кольцов « Л е с » ,В .А .Р о ж д е с т в е н с к и й « Б е р ё за » ,В . А . С о л о у х и н «С едь м ую н оч ь безп ер ер ы в а .. ,»идр. И .С .С ок олов-М и ки тов. « Р у с с к и й л ес» Праздники русского мира (5ч) Р ож дест во С ти хотв ор ен и я(н ем ен еедвух). Н ап ри м ер : Б .Л .П а ст ер н а к « Р о ж д е ст в е н ск а я зв е зд а » (ф р а г м ен т ),В .Д .Б е р е ст о в «П ередР ож деством »и др. А .И .К у п р и н .« Б е д н ы й п р и н ц » . Н .Д .Т елеш ов.«Ё лк аМ и три ча» Ч и т а т ь ,в о сп р и н и м а т ь и о б су ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф орм ацию теоретическойстатьикразделу учебника.Знаком итьсясф актам ибиограф иипоэтов и п и са т ел ей .Э м о ц и о н а л ь н о в о сп р и н и м а т ь и в ы р а зи т ел ь н о читатьстихотворны й(втом численаизусть) и п р о за и ч еск и й текст. В ы р а ж а т ь л и ч н о е ч и тател ьск ое отнош ениекпрочитанном у.О пределятьтем у,проблем атику, и дей н о-худ ож еств ен н оесодер ж ан и еп р ои зв еден и я . Работатьсословом ,вы являтьсредствахудож ественной и зо б р а зи т ел ь н о ст и . Вы являть к л ю ч ев ы е сл о в а в тек ст е, и х си м в о л и ч еск и й х а р а к т ер ,м еж п р ед м ет н ы есв я зи . Работатьсиллю стративны м м атериалом учебника. С оставлятьк ратк и й п ер еск а з п р о за и ч е с к и х текстов. Х арактеризоватьобразглавногогероярассказа Теплородного дома (3ч) С ем ейны еценност и И .А .К р ы л о в .Б а сн и (одн оп р ои зведен и еп ов ы бор у). Н а п р и м ер :« Д е р е в о » и д р . И .А .Б у н и н . «С н еж н ы й бы к ». В .И .Б ел ов .«С к в ор ц ы » Ч и т а т ь ,в о сп р и н и м а т ь и о б су ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф орм ацию теоретическойстатьикразделу учебника.Э м оциональновосприним атьивы разительно ч и т а т ь ,в т о м ч и сл еп о р о л я м ,а т а к ж еи н сц ен и р о в а т ь басн ю ,оп р едел я тьхудож еств ен н от ем а т и ч еск и ео со б ен н о ст и б а сен н о го ж а н р а .З н а к о м и т ь ся сф а к т а м и б и о гр а фии п и са т ел ей . Ч итать, п ер еск азы в ать (к ратк о, п о д р о б н о , 12 Читать ,в осприним атьио бсуж датьи сторик о культурную инф орм ацию теоретическойстатьикразделуучебника.Знаком ить сясф актам ибиограф ииписателя.В ы разительночитатьстихотворения,втом чи сленаизусть, и п р озаи ч еск и й т ек ст .Р а б от а т ь со сл о в о м ,в ы я в л я т ь ср едст в а х у до ж ест в ен н о й и зобрази тел ьн ости ,составл я тьи стори к о-к ультур н ы й к ом м ен тар и й . В л а д ет ь разл и ч н ы м и в и д а м и п ер еск а за . У ч аств ов ать в к ол л ек ти в н ом д и а л о геп о а н а л и зу т ек ст а .С о п о ст а в л я т ь т ем а т и ч еск и б л и зк и еп р о и зв ед ен и я .Р а б о т а т ь си л л ю ст р а т и в н ы м м а т ер и а л о м у ч еб н и к а .Г отов и ть ся к н ап и сан и ю сочинения Р а зд е л 2 .Р У С С К И Е Т Р А Д И Ц И И вы борочно)рассказы ,отвечатьнавопросы . В ы р а ж а т ь л и ч н о еч и т а т ел ь ск о ео т н о ш ен и ек п р о ч и т а н н о м у . О п ределятьтем у,п робл ем ати к у,и дейн охудож еств ен н оесодер ж ан и еп р ои зведен и я .Р аботатьсослов ом ,в ы я в л я ть средства х удож еств ен н ой и зо б р а зи т ел ь н о ст и .В ы я в л я т ь к л ю ч ев ы есл о в а в т ек ст е,и х си м в о л и ч еск и й х ар ак т ер ,м еж п р едм ет н ы есв я зи . Работатьсиллю стративны м м атериалом учебника Р а зд е л 3 .Р У С С К И Й Х А Р А К Т Е Р — Р У С С К А Я Д У Ш А Ч итать, в о сп р и н и м а ть и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о О т еч ест вен н а я во й н а 1 8 1 2 го д а к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а . С ти хотворени я(н ем ен ее В ы р а зи т ел ь н о читать ст и х о т в о р ен и я . О тличать п о эт и ч ес к и й тек ст о т дв ух).Н априм ер :Ф .Н.Глинка п р о за и ч е с к о г о , ар гум ен ти р ов ать св о й ответ. О п р едел я ть т ем а т и ч еск о е « А в а н га р д н а я п есн ь » , е д и н с т в о с т и х о т в о р ен и й . В ы являть с р е д с т в а Д .В .Д а в ы д о в « П а р т и за н » (о т р ы в о к )и д р. х у д о ж ес т в е н н о й и зо б р а зи т е л ь н о с т и в л и р и ч е с к и х п р о и зв е д е н и я х (э п и т е т ,о л и ц ет в о р ен и е, ср а в н ен и е). В ы п ол н я ть п и сь м ен н ы ер а б о т ы п о п ер в о н а ч а л ь н о м у а н ал и зу ст и х о т в о р ен и я . З а у ч и в а т ь ст и х о т в о р ен и я н а и зу ст ь Ч итать, в о сп р и н и м а ть и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о Загадкирусск П а р а д о к с ы р у с с к о г о х а р а к т е р а К .Г .П аустов ск и й . к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а .Ч и т а т ь ойдуши(3ч) в ы р ази т ел ь н о п р о за и ч еск и й т ек ст , отвечатьнавопросы .У читьсясам остоятел «П охож ден и я ж ук аь н о ф о р м у л и р о в а ть в о п р о сы .П ер еск а зы в а ть (к р а тк о ,п о др о б н о ,в ы б о р о ч н о ) н осор ога»(сол датск ая ск азк а). тек стэп и ч еск огоп р ои зв еден и я .С оставл я тьп л ан .О п р едел я тьсю ж ети тем ати Ю . Я. Я ковлев. «С ы новьяП еш еходова» ческ оесв оеобр ази е п р о и зв ед ен и я . О п р едел я ть х у д о ж е с т в е н н ы е с р е д с т в а ,с о зд а ю щ и е ф а н та сти ч еск и й н а ст р о й п о в ест в о в а н и я .О п р ед ел я т ь б л и зо ст ь сказк и и р а сск а за к ф о л ь к л о р н ы м п р о и зв ед ен и я м Недоордена— бы лабы Роди на (2ч) Овашихровес никах(2ч) 13 Ш Ш кольны еконт рольны е К . И. Ч уковский. «С еребряны йгерб»(ф рагм ент). А .А .Г и варги зов. «К он тр ол ьн ы й ди к тан т» Ч итать, в о сп р и н и м а ть и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а . В ы р а зи т ел ь н о читать ф р агм ен ты э п и ч ес к о г о и д р а м а т и ч еск о го п р о и зв е д е н и й , в т о м ч и сл е п о рол я м .О тв еч ать н а в о п р о сы п о с о д е р ж а н и ю . О п р едел я ть т е м у ,и д ею п р о и зв е д е н и я .Х а р а к т ер и зо в а т ь г е р о е в ,с о с т а в л я т ь и х с л о в е сн ы е п ор тр еты .Н аходи ть детал и ,я зы к ов ы еср едствахудож ествен н ой в ы р ази тел ь н о ст и ,о п р едел я т ь и х р о л ь в п р о и зв еден и и Лишьсловужи Р о д н о й я зы к ,р о д н а я р е ч ь С т и х о т в о р е н Ч итать, в о сп р и н и м а ть и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а .В ы р а зи зньдана(іч) ия(нем енее двух) .Н а п р и м ер :И .А .Б у н и н « С лово» ,В . т е л ь н о ч и т а т ь ст и х о т в о р е н и я ,о п р ед е л я т ь и х т ем а т и ч е ск о е с о д ер ж а н и е ,ср е Г .Г ор д ей ч ев «Р одн а я р еч ь » и др . д с т в а х у д о ж е с т в е н н о й в ы рази тел ь н ости . В ы я в л я т ь м у зы к а л ь н о ст ь п о эт и ч еск о го т ек ст а .З а у ч и в а т ь ст и х о т в о р ен и я н а и зу ст ь 6 КЛАСС Всего: н ач тен и е,и зуч ен и еи обсуж ден и е— 24ч;наразвитиеречи— 2ч; итоговы еконтрольны еработы — 1ч;резервны еуроки— 7ч. Тематический блок/раздел Основныевидыдеятельностиобучающихся Основноесодержание Р а з д е л 1 .Р О С С И Я — Р О Д И Н А М О Я Б о га т ы р и и б о га т ы р ст во Б ы л и н ы (одн а бы линаповы бору).Н априм ер: «И лья М у р о м е ц и С в ятогор ». Б ы л и н н ы е с ю ж е т ы и г е р оиврусскойли т ерат уреС т ихот воре н и я (не м ен еео д н о го ).Н а п р и м ер : И .А . Бунин«С вятогориИ лья». М .М .П р и ш в и н . «П евецбы лин» Г ородаземлиру Р усский С евер С .Г .П и с а х о в .« Л е д я н а к о л о к о л ь н я » сской (н е м е н е е о д н о й (3ч) главы п овы бору,нап ри м ер:« М о р о ж ен ы п есн и » ). Б .В . Ш е р ги н . «П ом орскиебы лиисказа н и я»(н ем енеедвухглавп овы бору,нап р имер: «Д етствовА рхангельск е», « М и ш а Л а ск и н » ) Преданьястар иныглубокой( 3ч) 14 Ч и т а т ь ,в о сп р и н и м а т ь и о б су ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т е о р е т и ч ес к о й статьи к р а зд ел у у ч еб н и к а . В ы р а зи т ел ь н о читать ф р агм ен ты бы ли н ы , в то м ч и сл еп о р о л я м ,и ст и х о т в о р ен и я .Р а б о т а т ь со сл о в о м ,со ст а в л я т ь и ст о р и к о к ул ь т у р н ы й к о м м ен т а р и й .В л а дет ь р а зн ы м и в и д а м и п ер еск а за э п и зо д о в бы лин. О твеч атьн а в о п р о сы п о с о д е р ж а н и ю . О п р едел я ть т ем у , и д е ю п р о и зв е д ен и я . П р о в о д и т ь со п о ст а в и т ел ь н ы й а н а л и згер о ев р у с с к и х бы ли н и г е р о и ч ес к о г о э п о с а н а р о д о в Р о сс и и ,а т а к ж ес т и х о т в о р е н и й ,б л и зк и х п о т е м а т и к е Ч и т а т ь ,в о сп р и н и м а т ь и о б су ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т е о р е т и ч ес к о й статьи к р а зд ел у у ч еб н и к а . Знаком итьсясф актам ибиограф ииписателя.Вы разительночитатьф рагм енты т екста,втом числепоролям . Р аботатьсословом ,составлятьисторикокультурны йком м ентарий.В ы раж атьличноечитательскоеотнош ениекпрочит ан н ом у.О п р едел ятьтем у,пр облем атик у,и дей нох удож еств ен н оесод ер ж ан и еп р ои зв еден и я . В л а д ет ь р а зн ы м и в и д а м и п ер еск а за .Г о т о в и т ь ся к н а п и са н и ю со ч и н ен и я Родныепросто З и м а в р у с с к о й п о э з и и С ти хотв ор ен и я Ч и т а т ь ,в о сп р и н и м а т ь и о б су ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т е о р е т и ч ес к о й статьи к р а зд ел у у ч еб н и к а . ры(2ч) (неменее двух) .Н ап р и м ер :И .С .Н и к и ти н З н ак ом и ть ся с ф актам и б и о г р а ф и и п оэтов . « В ст р еч а З и м ы » ,А .А .Б л о к В ы р а зи т е л ь н о ч и т а т ь ст и х о т в о р ен и я ,в т о м ч и сл ен а и зу ст ь ,эм о ц и о н а л ь н о в « С н ег д а с н е г.В с ю и зб у за н е с л о ... »,Н .М о сп р и н и м а т ь т ек ст .Р а б о т а т ь со сл о в о м ,со ст а в л я т ь и ст о р и к о .Р убц ов «П ерв ы й сн ег»и др. к у л ь т у р н ы й к о м м ен т а р и й .В л а д ет ь р а зн ы м и в и д а м и п ер еск а за .А н а л и зи р о в П о м о т и в а м р у с с к и х с к а з о к о з и м е а т ь х у д о ж е с т в е н н о е п р о и зв е д е н и е . С оп остав л я ть т ем а т и ч еск и б л и зк и е п р о и зв е д е н и я ф ольк лор а, р у с с к о й и за р у б еж н о й л и т ер а т у р Е .Л .Ш в ар ц .«Д в а б р а т а » Р а з д е л 2 .Р У С С К И Е Т Р А Д И Ц И И Ч итать, в о сп р и н и м а т ь и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о М аслениц а к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а . С ти хотворени я(н ем ен ее Э м о ц и о н а л ь н о в о сп р и н и м а т ь и двух).Н априм ер :М .Ю .Л ермонтов « П о ср ед и н еб есн ы х т ел .. ,» ,А .Д .Д ем е н в ы р а зи т ел ь н о ч и т а т ь ст и х о т в о р ен и е,в т о м ч и сл ен а и зу ст ь .З н а к о м и т ь ся сф а тьев «П рощ ёноевоскр есенье»и др . к т а м и б и о гр а ф и и п о эт о в и п и са т ел ей .В ы р а зт ел ь н о читать р асск аз, А .П .Ч е х о в .« Б л и н ы » . отвечать н а в о п р о сы , Т эф ф и . «Блины» п ер еск а зы в а т ь б л и зк о к т ек ст у .О п р ед ел я т ь р о л ь н а зв а н и я в л и т ер а т у р н о м п р о и зв ед ен и и .В ы р а ж а т ь л и ч н о еч и т а т ел ь ск о ео т н о ш ен и ек п р о ч и т а н н о м у .О п р ед ел я т ь т ем у , Тематический Основныевидыдеятельностиобучающихся Основноесодержание блок/раздел п робл ем ати к у,идей н оТ еплородногод В с ю д у р о д и м у ю Р у с ь у з н а ю С т и х о т в о р ен и я (н ем ен еео д н о г о ).Н а п р и м ер : худож еств ен н оесодер ж ан и еп р ои зведен и я ,вы я в ля тьсредствахудож ествен н о ома В .А .Р о ж д е с т в е н с к и й йизобразительности. (4ч) « Р у сск а я п р и р о д а » и д р . В ы являть к л ю ч ев ы е сл о в а в тек ст е, и х К .Г .П аустов ск и й . си м в о л и ч еск и й х а р а к т ер ,м еж п р ед м ет н ы есв я зи .В ы я в л я т ь д ет а л и ,со зд а ю «З аботл и в ы й ц в ето к » . щ и ек о м и ч еск и й эф ф ек т . Ю .В .Б о н д а р е в . «П оздн и м Работатьсиллю стративны м м атериалом учебника Праздникирус скогомира (4ч) 15 вечером » Ч итать, в о сп р и н и м а т ь и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а .Э м о ц и о нальновосприним атьивы разительно читатьстихотворение,втом численаизусть.Знаком иться сф а к т а м и б и о гр а ф и и п о эт а и п и са т ел ей .В ы р а зи т ел ь н о читать р асск аз,отв еч ать н а в о п р о сы , п ер еск азы в ать близкоктексту .О пределятьрольназваниявлитературном произведении.В ы раж атьличноечитательское отн ош ен и ек п роч и тан н ом у.О предел ятьтем у,проблем ати ку,и дей н ох удож еств ен н оесод ер ж ан и еп р ои зв еден и я , вы являтьсредствахудож ественнойизобразительности. В ы являть к л ю ч ев ы е сл о в а в тек ст е, и х си м в о л и ч еск и й х а р а к т ер ,м еж п р ед м ет н ы есв я зи . С оста в л я ть п л а н р а сск а за .Х а р а к тер и зо в а ть гер о ев п р ои зв еден и я (п ор трет,п ов еден и е,особен н ости хар ак тера и т .д .). П и сатьотзы внапрочитанноепроизведение Р а з д е л 3 .Р У С С К И Й Х А Р А К Т Е Р — Р У С С К А Я Д У Ш А Ч итать, в о сп р и н и м а т ь и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о Недоордена— О б о р о н а С е в а с т о п о л я С т и х о т в о р е н и к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а .В ы р а зи я(нем енеетрёх). Н ап р и м ер :А .Н . А п у х т бы лабы Родин тел ьн оч и тать сти хотв ор ен и я .О п р едел я тьи хтем ати ч еск оееди н ств о.В ы я вл я ин а т ь с р е д с т в а х у д о ж ес т в ен н о й и зо б р а зи т ел ь н о ст и в л и р и ч е с к и х «С ол датск аяп есн яоС евастоп оле»,А .А . (2ч) п р о и зв е д е н и я х (э п и т е т ,о л и ц ет в о р ен и е,с р а в н е н и е ). Ф ет«С евастопольское С опоставлятьпоэтическиехудож ественны етексты , братскоекладбищ е», Рю рикИ внев«С евастополь» втом ч и сл есп рои зведени ям и други хви довиск усств. идр. З а у ч и в а т ь ст и х о т в о р ен и я н а и зу ст ь .В ы п о л н я т ь п и сь м ен н ы е работы попервоначальном уанализустихотворений. У м етьработатьсословарям и,определятьзначение у ст а р ев ш и х сл о в и в ы р а ж ен и й 16 Загадкирусско Ч у д е с а н у ж н о д е л а т ь с в о и м и р у к а м и йдуши(3ч) С ти хотворени я (не м ен ееодн ого).Н а п р и м ер : Ф .И .Т ю т ч ев « Ч ем у б ы ж и зн ь н асн и уч и л а.. ,»идр. Н .С .Л еск ов .«Н ер а зм ен н ы й р убл ь ». В .П .А с т а ф ь е в . «Бабуш ка см алиной» Тематический блок/раздел Овашихровесн иках(2ч) Основноесодержание Ч итать, в о сп р и н и м а ть и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а . В ы р а зи т ел ь н о читать с т и х о т в о р ен и е , в т о м ч и сл ен а и зу ст ь .О п р ед ел я т ь его т ем у и гл а в н у ю м ы сл ь . Ч и татьвы р ази тел ьн о п р о за и ч еск и й тек ст, отвечать н а вопросы .С ам остоятельноф орм улироватьвопросы . П ересказы в ать(кратко ,п о др о б н о ,вы бороч н о)тек ст п розаич ескогопроизведения.Х арактеризоватьего г ер о ев .А н а л и зи р о в а т ь д ет а л и ,в ы я в л я ю щ и еа в т о р ск о е отн ош ен и ек п ерсонаж ам .О п редел ятьхудож ествен ны е средства,создаю щ иеэм оциональны йнастройповествования. А ргум ентированновы сказы ватьсвоёотнош ение к гер о я м п р о и зв ед ен и я .Р а б о т а т ь со сл о в а р я м и ,о п р ед ел я т ь зн а ч ен и еу ст а р ев ш и х сл о в и в ы р а ж ен и й Основныевидыдеятельностиобучающихся Ч итать, в о сп р и н и м а т ь и о б с у ж д а т ь и ст о р и к о Р еальн ост ьим ечт ы к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю т ео р ет и ч еск о й ст а т ь и к р а зд ел у у ч еб н и к а .В ы р а зи Р. П. П огодин. т ел ь н о ч и та ть п р о за и ч еск и й т ек ст,о тв еч а ть н а в о п р о сы , са м о ст о я т ел ь н о «К ирпичны еострова»(рассказы « К а к я сн и м п о зн а к о м и л ся » , составлять «К ирпичны еострова»). в о п р о сы к т ек ст у ,в л а дет ь р а зл и ч н ы м и в и да м и п ер еск а зо в .С о ст а в л я т ь п л а н э Е .С . В елтистов.«М иллиониодинденька п и зодаи в ы дел я тьн аи бол еея р к и еэп и зоды п р ои зв еден и я .О п р едел я тьтем у,и дею п овествовани я. Х ар ак тер и зов атьгл ав н ы х никул»(оди н ф рагм ентповы бору) г е р о е в п р о и зв е д е н и й .О п р ед е л я т ь роль п ей за ж н ы х о п и са н и й в п р о и зв ед ен и и .С о п о ст а в л я т ь х у д о ж е с т в е н н ы й т ек ст с п р о и зв е д е н и я м и д р у г и х в и д о в и ск у сст в . П и с а т ь с о ч и н е н и е н а о д н у и з тем илиписьм енноотвечатьнапроблем ны йвопрос Лишьсловужи Н а р у с с к о м д ы ш и м я з ы к е С ти хотв ор е Ч и т а т ь ,в о сп р и н и м а т ь и о б су ж д а т ь и ст о р и к о -к у л ь т у р н у ю и н ф о р м а ц и ю ния(нем енее т е о р е т и ч ес к о й статьи к зньдана(1ч) дв ух).Н ап р и м ер :К .Д .Б а л ь м о н т р а зд е л у у ч е б н и к а .В ы р а зи тел ь н о ч и та ть п о эти ч еск и й тек ст, « Р у с с к и й я зы к » , в том ч и сл ен аи зусть.О пределятьидейноЮ .П .М ор и ц«Я зы к оби д— худож ественн оесодер ж ан и ести хотв орен и я ,в ы я в ля тьср едств ахудож еств ен н язы к н ер усск и й .. ,»идр. ойвы разительности.О пределятьвзаим освязьпейзаж ны хкартинсдуш евны м с остоянием и н а ст р о ен и ем ч ел о в ек а 17 Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе 5 класс Блок Тема Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ М алые жанры фольклора: Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Преданья Русские народные и литературные сказки: старины «Лиса и медведь» (русская народная сказка) глубокой К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь» Входная контрольная работа Входная контрольная работ а (тестирование) Москва в произведениях русских писателей: А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы...» Города земли русской М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как с ы н .» Л. Н. Мартынов. «Красные ворота» А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади» Русский лес: И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес» А. В. Кольцов. «Лес» В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без переры ва.» В. А. Рождественский. «Берёза» Резерв на вариативную часть программы Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Родные просторы 18 Количество План. часов Дата 10 3 1 3 2 2 1 8 Факт. Дата Праздники русского мира Рождество: Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент) В.Д. Берестов. «Перед Рождеством» А. И. Куприн. «Бедный принц» 5 И. А. Ильин. «Рождественское письмо» Семейные ценности: Тепло родного И. А. Крылов. «Дерево» дома И. А. Бунин. «Снежный бык» В. И. Белов «Скворцы» Резерв на вариативную часть программы 3 2 Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША Не до ордена была бы Родина Отечественная война 1812 года: Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь» Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок) Чувства добрые: Загадки русской К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка) души Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова» Школьные контрольные: О ваших К. И. Чуковский. «Серебряный герб» ровесниках (фрагменты) А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант» Родной язык, родная речь: Лишь слову И. А. Бунин. «Слово» жизнь дана В. Г. Гордейчев. «Родная речь» Итоговая контрольная работа (тестирование) Резерв на вариативную часть программы ВСЕГО 19 9 2 3 2 2 1 2 34 6 класс Блок Преданья старины глубокой Тема Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Русские былины - богатыри и богатырство: Былина «Илья Муромец и Святогор» Былинные сюжеты и герои в русской литературе: 3 И. А. Бунин. «Святогор и Илья» М. М. Пришвин. «Певец былин» Входная контрольная работ а (тестирование) Русский Север - Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня) Города земли Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», русской «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания») Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин. «Встреча Зимы» Родные А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло...» просторы Н. М. Рубцов. «Первый снег» По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата» Проверочная работа по итогам изучения раздела Резерв на вариативную часть программы 20 Количество часов 10 1 3 4 1 1 Дата план Дата факт Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Масленица: М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел...» Праздники А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье» русского мира А. П. Чехов. «Блины» Тэффи. «Блины» Всюду родимую Русь узнаю: Тепло родного В. А. Рождественский. «Русская природа» дома К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок» Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером» Резерв на вариативную часть программы Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША Оборона Севастополя: Не до ордена А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о была бы Севастополе» Родина А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище» Рюрик Ивнев. «Севастополь» Чудеса нужно делать своими руками: Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни у ч и л а .» Загадки Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» русской души В. П. Астафьев.«Бабушка с малиной» О ваших ровесниках Лишь слову жизнь дана Реальность и мечты: Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова») Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент) На русском дышим языке: К. Д. Бальмонт. «Русский язык» Ю. П. Мориц. «Язык обид - язык не р у сск и й .» 4 4 2 9 2 3 2 1 1 2 Итоговая контрольная работа (тестирование) Резерв на вариативную часть программы ВСЕГО 21 8 34 часа