МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Северная Осетия- Алания Администрация местного самоуправления Моздокского района МБОУ ООШ п.Садовый РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель директора по УВР _________________ Шахриева Н.В. Семенова Протокол №1 от «29» августа2024 г. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ГО 4174782) учебного предмета «Литература» для обучающихся 5-9 классов п. Садовый2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер - 64101) (далее - ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ЛИТЕРАТУРА» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы;воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах - 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Античная литература. Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Фольклор. Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловейразбойник», «Садко». Народные песни и поэмы народов России и мира (не менее трех песен и двух поэм). Например, «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» и другие. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты). Древнерусская литература. «Повесть временных лет»(не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега». Литература первой половины XIX века. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и другие.Роман «Дубровский». М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и другие. А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и другие. Литература второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...». А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них - у дуба, у берёзы .», «Я пришёл к тебе с приветом.». И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы по выбору). А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и другие. А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Литература XX - начала XXI веков Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и другие. Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Ю.П. Мориц, Д.С. Самойлова и других. Проза отечественных писателей конца XX - начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Например, Б.Л. Васильев «Экспонат .№...», Б.П. Екимов «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы) и другие. В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и другие. Произведения современных отечественных писателейфантастовНапример, К. Булычев «Сто лет тому вперед» и другие. Литература народов Российской Федерации. Стихотворения(два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой н ар о д .» , «Что б ни делалось на свете.» , Р. Г амзатов «Журавли», «Мой Дагестан» и другие. Зарубежная литература Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека(не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и другие. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; • представление о способах противодействия коррупции; • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; • активное участие в школьном самоуправлении; • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; • стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет среде в процессе школьного литературного образования; • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; • умение принимать себя и других, не осуждая; • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; • готовность адаптироваться в профессиональной среде; • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по • • • • • • • • • • • • профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося универсальные учебные действия. формируются Универсальные учебные познавательные действия: следующие 1) Базовые логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; • формулировать гипотезы об их взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких людей; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; • участниками взаимодействия на литературных занятиях; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; • делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; • регулировать способ выражения своих эмоций. 4) Принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; • проявлять открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 КЛАСС 1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; 2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического; 3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся); • определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; • понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа; • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; • сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); • сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино); 4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному; 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв; 8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты; 12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС К ол и ч еств о часов № п/п Э л ек трон н ы е Н аи м ен ов ан и е р азделов и тем пр огр ам м ы В сего (ц и ф ровы е) К он тр ол ь н ы е П р ак ти ч еск и е р аботы р аботы обр азов ател ь н ы е ресурсы Р аздел І.А н ти ч н ая л и тер атур а 1.1 Гом ер. П оэм ы «И ли ада»,«О диссея» (ф рагм енты ) И того по разделу 2 Б и б л и отека Ц О К Ьйц8://ш.е4800.гц/7141542е 2 Р аздел 2.Ф ол ьк л ор Б ы ли н ы (не м енее двух). Н априм ер, 2.1 «И лья М уром ец и С оловей -разбойни к», 4 «С адко» Б и б л и отека Ц О К Ьйц8://ш.е4800.гц/7141542е Н арод н ы е песни и поэм ы народов Р осси и и мира. (не м енее трёх песен и двух поэм), «А х, кабы на цветы да не м орозы ...», «А х 2.2 вы ветры , ветры буйны е...», «Ч ерны й ворон «Н е ш ум и, м ати зелен ая 3 Б и б л и отека Ц О К Ьйц8://ш.е4800.гц/7141542е добровуш ка....», и другие. «П еснь о Р оланде» (ф рагм енты ), «П еснь о Н ибелунгах» (ф рагм ен ты ) и др. И того по разделу 7 Р аздел 3.Д р евн ер усск ая л и тер атур а «П овесть врем ен ны х лет» (не м енее 3.1 одного ф рагм ента). Н априм ер, «С казан ие о б елгород ском киселе», «С казан ие о походе князя О лега на Ц арьград», 2 Б и б л и отека Ц О К Ьйц8://ш.е4800.гц/7141542е «П редани е о см ерти князя О лега» И того по разделу 2 Р аздел 4.Л и тер атур а п ервой п ол ови н ы X IX века А. С. П уш кин. С тихотворен и я (не м енее 4.1 трёх). «П еснь о вещ ем О леге», «Зим няя дорога», «У зник», «Т уча» и др. Р ом ан 8 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е «Д убровский» М . Ю . Л ерм онтов. С ти хотворен ия (не 4.2 м енее трёх). «Т ри пальм ы », «Л исток», 3 «У тёс» и др. 4.3 А. В. К ольцов. С ти хотворен ия не м енее двух).«К осарь», «С оловей и др. И того по разделу 2 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е 13 Р аздел 5.Л и тер атур а второй п ол ови н ы X IX века Ф. И. Тю тчев. С ти хотворен ия (не м енее 5.1 двух). «Е сть в осени п ер в о н ач ал ьн о й ...» , 2 «С п оляны корш ун п о д н я л с я . » Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е А. А. Фет. С тихотворен ия (не м енее 5.2 двух). «У чи сь у них — у дуба, у б е р ё з ы .» , «Я приш ёл к тебе с 2 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е п р и в е т о м .» 5.3 И. С. Тургенев. Р ассказ «Б еж ин луг» 2 5.4 Н. С. Л есков. С каз «Л евш а» 3 5.5 Л. Н. Толстой. П овесть «Д етство» (главы ) 2 5.6 А. П. Чехов. Р ассказы (три по выбору). 3 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е Н априм ер, «Т олсты й и тонкий», «Х ам елеон», «С м ерть ч иновника» и др. 5.7 А. И. К уприн. Р ассказ «Ч уд есны й доктор» И того по разделу 2 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7І41542е 16 Р аздел 6.Л и тер атур а Х Х века С тихотворен ия отечествен ны х поэтов начала Х Х века. (не м енее 6.1 д вух).Н априм ер, стихотворен ия С. А. 3 Е сенина, В. В. М аяковского, А. А. Б л о к а и Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7!41542е др. С тихотворен ия отечествен ны х поэтов X X века. (не м енее ч еты рёх стихотворен ий 6.2 двух поэтов), Н апри м ер, стихотворен ия 3 О. Ф. Б ерггольц, В. С. В ы соц кого, Ю . П. Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7!41542е М ориц, Д. С. С ам ой лова П р о за отечествен ны х пи сателей конц а X X — н ачала X X I века, в то м числе о В ел и кой О течественн ой войне. (два 6.3 п рои зведен ия по вы бору), Н апри м ер, Б. Л. В асильев. «Э кспон ат № »; Б. П. Еким ов. 2 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7!41542е «Н очь исцеления»; Э.Н . В ерки н «О б лачн ы й полк» (главы ) и д ругие прои зведен ия 6.4 В. Г. Р аспутин. Р ассказ «У роки ф ранцузского» 2 П рои звед ен и я отечествен ны х писателей 6.5 на тем у взрослен ия человека.(не м енее 3 двух). 6.6 П рои звед ен и я соврем енны х 4 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7!41542е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7!41542е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е отечествен ны х писателей-ф антастов. Л и тература народов Р о сси й ской 6.7 Ф едерации. С тихотворен и я (два по Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е 2 выбору). И того по разделу 19 Р аздел 7. Заруб еж ная литература 7.1 7.2 Д. Деф о. «Р об инзон К рузо» (главы по вы бору) Дж. С виф т. «П утеш ествия Г улливера» (главы по вы бору) Б и б л и отека Ц О К 4 Ьйо8://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К 3 Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е П рои звед ен и я заруб еж н ы х пи сателей на тем у взрослен ия человека. (не м енее 7.3 д вух).Н априм ер, Ж . В ерн. «Д ети кап итана Б и б л и отека Ц О К 4 Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е Г ранта» (гл авы по вы бору); Х. Ли. «У бить пересм еш ни ка» (главы по вы бору) и др. И того по разделу 11 Р азвити е речи 8 В н еклассн ое ч тение 7 И тоговы е контрольны е работы 2 Р езервн ое врем я 15 О БЩ ЕЕ КО Л И ЧЕС ТВ О ЧА СО В ПО П РО ГРА М М Е 102 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К 2 Ьйо8://ш.е4800.гц/7141542е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/7141542е 2 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС К ол и ч еств о часов № п/п 1 2 3 Т ем а ур ок а В сего Р езервн ы й урок. В вед ен и е в курс литературы 6 класса А нти ч н ая литература. Гомер. П оэм ы «И лиада» и «О диссея» Гом ер. П о эм а «И лиада». О бразы А хи л л а и Г ектора «О диссея» (ф рагм енты ). О браз р аботы р аботы Д ата ц и ф р овы е изуч ен и я обр азов ател ь н ы е ресурсы 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйц8://ш.е4800.гц/8Ьс2ааѲ4 1 1 Р азви ти е речи. О траж ение древн егреч ески х м иф ов в поэм ах П р ак ти ч еск и е Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2а7е8 О диссея 5 К он тр ол ь н ы е 1 Р азви ти е речи. Г ом ер. П оэм а 4 Э л ек трон н ы е 1 Г ом ера Б и б л и отека Ц О К Ьйц8://ш.е4800.гц/8Ьс2аЬЬс Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2а46а Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2аее6 Б ы ли н ы .(н е м енее двух), наприм ер, «И лья М уром ец и С оловей6 разбойник», «С адко». Ж ан ровы е 1 особенности, сю ж ет, си стем а Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2ЬѲ6с образов. Б ы л и н а «И лья М ур о м ец и 7 С оловей-разбойник». И д ей н о тем ати ч еское содерж ание, особен ности ком позиции, образы . 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйц8://ш.е4800.гц/8Ьс2Ь1іс В н еклассн ое чтение. Т ем ати ка 8 русски х бы лин. Т ради ции в изоб раж ении богаты рей. Б ы ли н а 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйв8://ш.еЙ800.гц/8Ьс2Ь3Ье 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.гц/8Ьс2Ь4е0 «В ольга и М и кул а С елянинович» Б ы л и н а «С адко». О собенн ость 9 б ы лин ного эп о са Н овгород ского цикла. О браз С адко в искусстве Р усски е бы лины . О собенн ости ж анра, и зоб рази тел ьн о 10 вы рази тельн ы е средства. Р усски е 1 б огаты ри в и зобрази тельн ом искусстве Р усская народн ая песня. «А х, кабы на цветы да не м орозы ...», «А х вы ветры , ветры буйны е...», «Ч ерны й 11 ворон», «Н е ш ум и, м ати зелен ая дубровуш ка...». Ж ан ровое 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.гц/8Ьс2Ь706 своеобразие. Р усски е народны е песни в худож ествен н ой литературе Н арод н ы е песни и поэм ы народов 12 Р осси и и мира. «П еснь о Роланде» (ф рагм енты ). Т ем атика, герои, 1 х уд ож ествен н ы е особен ности Н арод н ы е песни и поэм ы народов Р осси и и мира. «П еснь о 13 Н ибел ун гах» (ф рагм енты ). Тем атика, си стем а образов, и зоб рази тельн о-вы разительны е 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2Ь81е средства В н еклассн ое чтение. Ж анр баллады в м ировой литературе. 14 Б ал лад а Р. Л. С тивенсон а 1 "В ересковы й мёд". Тема, идея, сю ж ет, ком пози ция В н еклассн ое чтение. Ж анр 15 баллады в м ировой литературе. Б ал лады Ф. Ш и л л ера «К убок», 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйю8://ш.е4800.гц/8Ьс2ЬЬ52 "П ерчатка". С ю ж етное своеобразие Р езервн ы й урок. И тоговы й урок по 16 разделу "Ф ольклор". О траж ени е 1 ф ольклорн ы х ж анров в литературе 17 Р азви ти е речи. В и кто р и н а по разделу "Ф ольклор" 1 Д ревнерусская литература: 18 осн овны е ж ан ры и их особенности. Л етоп и сь «П овесть врем ен ны х 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2с124 лет». И стори я создан ия «П овесть врем ен ны х лет»: не м енее одного ф рагм ента, 19 наприм ер, «С казан ие о б елгород ском киселе». 1 О собенн ости ж анра, тем ати ка ф рагм ента Р езервн ы й урок. «П овесть 20 врем ен ны х лет»: «С казан ие о походе князя О лега на Ц арь-град», «П редани е о см ерти князя О лега». 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2с354 А нализ ф рагм ентов летописи. О бразы героев Р азви ти е речи. Д ревнерусская 21 литература. С ам остоятел ьн ы й анализ ф рагм ен та из «П овести 1 врем ен ны х лет» по вы бору А. С. П уш кин. «П еснь о вещ ем 22 О леге». С вязь с ф рагм ентом 1 "П овести врем ен ны х лет" А. С. П уш кин. С тихотворен ия 23 «Зи м н яя дорога», «Т уча» и др. 1 П ей заж н ая л и ри ка поэта Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2с4е4 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2с61а А. С. П уш кин. С тихотворен ие 24 «У зник». П роблем ати ка, средства 1 изображ ения 25 Р езервн ы й урок. Д вуслож н ы е разм еры стиха 1 А. С. П уш кин. Р ом ан 26 «Д убровский». И стори я создания, 1 тем а, идея п рои зведен ия А .С. П уш кин. Р ом ан 27 "Д убровский". С ю ж ет, фабула, Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2с732 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2с84а 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2с976 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2сЬа6 1 Б и б л и отека Ц О К си стем а образов А .С. П уш кин. Р ом ан 28 "Д убровский". И стори я л ю бви В л ад и м и ра и М аш и. О браз главн ого героя 29 А .С. П уш кин. Р ом ан Ьйв8://ш.еЙ800.ги/8Ьс2се58 "Д убровский". П роти востоян и е В л ад и м и ра и Т роекурова. Р оль второстепенны х персонаж ей А .С. П уш кин. Р ом ан 30 "Д убровский". С м ы сл ф инала 1 ром ана Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.ги/8Ьс2с170 Р азви ти е речи. П од готов ка к 31 д ом аш нем у сочин ени ю по ром ану 1 А .С .П уш ки н а "Д убровский" 32 33 Р езервн ы й урок. И тоговы й урок по творч еству А .С. П уш ки н а В н еклассн ое чтение. Л ю б и м ое п рои зведен ие А .С .П уш ки н а 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.ги/8Ьс24092 1 М . Ю . Л ерм онтов. С тихотворен ия 34 (не м енее трёх). "Три пальм ы ", "Утес", "Л исток". И стория 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.ги/8Ьс241Ье создания, тем ати ка М . Ю . Л ерм онтов. С тихотворен ия 35 (не м енее трёх). "Три пальм ы ", "Утес", "Л исток". Л и ри чески й 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ800.ги/8Ьс242е0 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.ги/8Ьс24420 герой, его чувства и переж ивания М . Ю . Л ерм онтов. С тихотворен ия 36 (не м енее трёх). "Три пальм ы ", "Утес", "Л исток". Х удож ествен ны е средства вы рази тельн ости 37 38 Р езервн ы й урок. Т рехслож ны е стихотворн ы е разм еры А. В. К ольцов. С тихотворен ия (не 1 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ800.ги/8Ьс24538 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс2464с м енее двух). "К осарь", "С оловей". Т ем ати ка А. В. К ольцов. С тихотворен ия 39 "К осарь", "С оловей". Х уд ож ествен ны е средства 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс247е0 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс24920 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс24Ь82 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс24Ь82 воп лощ ен ия авторского зам ы сл а Ф. И. Тю тчев. С тихотворен и я (не м енее двух) "Есть в осени 40 п е р в о н ач ал ь н о й ...", "С поляны корш ун п о д н я л с я ." . Т ем ати ка прои зведен ий Ф. И. Тю тчев. С тихотворен ие «С п оляны корш ун п о д н я л с я .» . 41 Л и ри ч ески й герой и средства худож ествен н ой и зоб рази тельн ости в прои зведен ии А. А. Ф ет. С тихотворен ие (не м енее двух), «У чи сь у них — у 42 дуба, у б е р ё з ы . », «Я при ш ел к тебе с п р и в е т о м . » П роб лем ати ка п рои звед ен ий поэта А. А. Ф ет. С тихотворен ия «Я приш ёл к тебе с п р и в е т о м .» , 43 «У чи сь у них — у дуба, у 1 б е р ё з ы . ». С воеобразие Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс24е7а х у д ож ествен н ого ви дения поэта Р езервн ы й урок. И тоговы й урок по 44 творч еству М .Ю . Л ерм онтова, А. В. К ольцова, Ф .И. Т ю тчева, А.А. 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс241а6 Ф ета Р езервн ы й урок. И. С. Тургенев. 45 С борни к рассказов "Записки охотника". Р ассказ "Б еж ин луг". 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйю8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е0с8 П роб лем ати ка прои зведен ия 46 И. С. Т ургенев. Р ассказ «Б еж ин луг». О бразы и герои 1 И. С. Т ургенев.Р ассказ «Б еж ин 47 луг». П о р тр ет и п ей заж в 1 л итературн ом п рои звед ен ии Н. С. Л есков. С каз «Л евш а». 48 Х уд ож ествен ны е и ж анровы е 1 особен ности прои зведен ия 49 50 Н. С. Л есков. С каз «Л евш а»: образ главн ого героя Н. С. Л есков. С каз «Л евш а»: авторское отнош ени е к герою 1 1 Р езервн ы й урок. И тоговы й урок по 51 творч еству И .С . Т ургенева, Н. 53 Л. Н. Т олстой. П овесть «Д етство» (главы ). Т ем ати ка п рои зведен ия Л. Н. Т олстой. П овесть «Д етство» (главы ). П роб лем ати ка повести П овесть «Д етство» (главы ). Р азви ти е речи. Л. Н. Толстой. Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е3ас Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е542 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е4Ьа Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е6е0 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е924 1 1 О бразы родителей 55 Б и б л и отека Ц О К Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е718 Р азви ти е речи. Л. Н. Толстой. 54 Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2е28а 1 С .Л ескова 52 Б и б л и отека Ц О К 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2еЬ5е Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.е48оо.гц/8Ьс2ес8а Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2ейІ2 П овесть «Д етство» (главы ). О бразы К арл а И ван ы ч а и Н атальи С авиш ны И тоговая контрольная работа. 56 Г ерои прои звед ен и й X IX века (пи сьм енн ы й ответ, тесты , 1 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2Ю36 творч еская работа) А. П. Ч ехов. Р ассказы (три по 57 вы бору). «Т олсты й и тонкий», «С м ерть чиновника», "Х амелеон". 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2І54а П роб лем а м аленького ч еловека А. П. Ч ехов. Р ассказ «Х ам елеон». 58 Ю м ор, ирония, источни ки 1 ком ического А. П. Ч ехов. П роб лем а исти нн ы х и 59 л ож ны х ценностей в рассказах 1 писателя Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2І6ее Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2І824 Р езервн ы й урок. А. П. Чехов. 60 Х уд ож ествен ны е сред ства и 1 при ём ы изображ ения в рассказах 61 А. И. К уприн. Р ассказ «Ч удесны й доктор». Т ем а рассказа. С ю ж ет 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2І932 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.гц/8Ьс2Іа54 А. И. К уприн. Р ассказ «Ч удесны й 62 доктор». П роб лем ати ка прои зведен ия Р азви ти е речи А. И. К уприн. 63 Р ассказ «Ч удесны й доктор». С м ы сл названи я рассказа 1 Р езервн ы й урок. И тоговы й урок по 64 творч еству А .П . Ч ехова, А.И. 1 К уп ри н а Б и б л и отека Ц О К Ьйр8://т.егі800.ш/8Ьс2іЬ6с С ти хотворен ия отечествен ны х поэтов начала Х Х века. А. А. Блок. 65 С ти хотворен ия «О, весна, без конц а и без к р а ю ...» , «Л ениво и 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://т.егі800.ги/8Ьс2&8е тяж ко плы вут о б л а к а .» , «В стану я в утро т у м а н н о е . » С ти хотворен ия отечествен ны х поэтов начала Х Х века.С . А. Е сенин. С тихотворен ия «Гой ты, 66 Русь, м оя р о д н а я . », «Н изкий дом 1 с голубы м и ставням и», « Я Б и б л и отека Ц О К Ьйр8://т.егі800.ги/8Ьс2Ша6 покинул р од и м ы й д о м . », «Т опи д а болота» С ти хотворен ия отечествен ны х поэтов начала Х Х века. В. В. М аяковский . С тихотворен ия 67 «Х орош ее отнош ени е к лош адям », 1 «Н еоб ы чайное приклю чение, Б и б л и отека Ц О К Ьй08://т.еЙ800.ш/8Ьс2&с8 бы вш ее с В ладим и ром М аяковски м летом на даче» С ти хотворен ия отечествен ны х поэтов X X века.(не м енее четы рёх 68 стихотворен ий двух поэтов). Н априм ер, стихотворен ия О .Ф .Б ерггольц, В .С .В ы соцкого, Ю .П . М ориц, Д .С .С ам ойлова. 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://т.е4800.ги/8Ьс3ѲѲ4е О бзор С ти хотворен ия отечествен ны х поэтов X X века.(не м енее четы рёх стихотворен ий двух поэтов). 69 Н априм ер, стихотворен ия 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйв8://ш.еЙ8оо.гц/8Ьс30170 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.гц/8Ьс30288 О .Ф .Б ерггольц, В .С .В ы соцкого, Ю .П .М ори ц, Д .С .С ам ойлова. Тем ы , м отивы , образы С ти хотворен ия отечествен ны х поэтов X X века.(не м енее четы рёх стихотворен ий двух поэтов). 70 Н априм ер, стихотворен ия О .Ф .Б ерггольц, В .С .В ы соцкого, Ю .П .М ори ц, Д .С .С ам ойлова. Х уд ож ествен ное своеобразие 71 Р езервн ы й урок. И тоговы й урок по тем е «Р усская поэзия X X века» 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.гц/8Ьс303аа П р о за отечествен ны х пи сателей конц а X X — н ачала X X I века, в то м числе о В ел и кой О течественн ой войне. О бзор.два 72 п рои зведен ия по выбору, 1 наприм ер, Б. Л. В асильев. «Э ксп он ат № ...»; Б. П. Еким ов. «Н очь исцеления», Э .Н . В ерки н «О б лачн ы й полк» (главы ). О бзор П р о за отечествен ны х пи сателей 73 конц а X X — н ачала X X I века. Тем атика, сю ж ет, осн овны е герои 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.гц/8Ьс30620 П р о за отечествен ны х пи сателей конц а X X — н ачала X X I века. 74 Н равствен н ая проблем атика, 1 и дей но-худож ественны е особености В. Г. Р аспутин. Р ассказ «У роки 75 ф ранцузского». Т рудности 1 п ослевоенн ого врем ени В. Г. Р аспутин. Р ассказ «У роки 76 ф ранцузского». О браз главного 1 героя В. Г. Р аспутин. Р ассказ «У роки 77 ф ранцузского». Н равствен ная 1 п роблем атика Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.ги/8Ьс30сІ6 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.ги/8Ьс30І‘1с Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.ги/8Ьс3104е Р езервн ы й урок. В. Г. Распутин. 78 Р ассказ «У роки ф ранцузского». 1 Х уд ож ествен ное своеобразие П р ои звед ен и я отечествен ны х 79 пи сателей на тем у взрослен ия человека. О бзор п рои звед ен ий.не 1 м енее двух на вы бор Р. П. П огодин. И д ей н о 80 худ ож ествен н ая особен ность рассказов из книги «К ирп ичны е 1 острова» Р. И. Ф раерм ан. «Д икая собака 81 Д инго, или П овесть о первой лю бви». П роб лем ати ка повести 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://ш.еЙ8оо.ги/8Ьс3132с В н еклассн ое чтение. Ю . И. К оваль. 82 П овесть «С ам ая л ёгкая л од ка в 1 мире». С истем а образов Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс3155с П р ои звед ен и я соврем енны х отечествен ны х писателей83 ф антастов. К. Б улы чев «С то лет 1 том у вперед». Т ем ы и проблем ы . О бразы главны х героев. П р ои звед ен и я соврем енны х отечествен ны х писателей84 ф антастов. К. Б улы чев «С то лет том у вперед». К онф ли кт, сю ж ет и 1 ком позиция. Х удож ествен ны е особен ности Л и тература народов Р о сси й ской Ф едерации. С тихотворен ия (два по вы бору). Н априм ер, М . К арим . «Б ессм ертие» (ф рагм енты ); Г. Тукай. «Р одная деревня», «К нига»; 85 К. К улиев. «К огд а на м еня навалилась б е д а ...», «К аки м бы 1 Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.е4800.гц/8Ьс31648 м алы м ни бы л м ой н а р о д . », «Что б ни д елалось н а с в е т е . » , Р. Г ам затов «Ж уравли», «М ой Д агестан». И д ей н о худ ож ествен н ое своеобразие С ти хотворен ия (два по вы бору). 86 Н априм ер, М . К арим . «Б ессм ертие» (ф рагм енты ); Г. 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйю8://т.е4800.т/8Ьс317ГО Тукай. «Р одная деревня», «К нига»; К. К улиев. «К огд а на м еня навалилась б е д а ...», «К аки м бы м алы м ни бы л м ой н а р о д . », «Что б ни д елалось на с в е т е . » , Р. Г ам затов «Ж уравли», «М ой Д агестан». О собенн ости лири ческого героя 87 88 89 90 Д. Деф о. «Р обинзон К рузо» (главы по вы бору). И стори я создания Д. Деф о. «Р обинзон К рузо» (главы по вы бору). Тем а, идея Д. Деф о. «Р обинзон К рузо» (главы по вы бору). О браз главн ого героя Д. Деф о. «Р обинзон К рузо» (главы по вы бору). О соб енн ости ж ан ра 1 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйю8://т.е4800.гц/8Ъс3Ы9а 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйо8://т.е4зоо.гц/8Ъс323Ъ2 1 Дж. С виф т. «П утеш ествия 91 Г улливера» (главы по вы бору). 1 И д ея п рои зведен ия Дж. С виф т. «П утеш ествия 92 Г улливера» (главы по вы бору). 1 П роблем ати ка, герои Дж. С виф т. «П утеш ествия 93 Г улливера» (главы по вы бору). 1 С атира и ф ан тастика Р езервн ы й урок. Дж. С виф т. 94 «П утеш ествия Г улливера» (главы по вы бору). О соб енн ости ж ан ра 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйю8://т.е4800.т/8Ъс32574 Б и б л и отека Ц О К Ьйю8://т.е4800.т/8Ъс3270е В н еклассн ое чтение. П рои звед ен и я 95 соврем енны х заруб еж н ы х 1 п и сателей -ф антастов П р ои звед ен и я заруб еж н ы х пи сателей на тем у взрослен ия 96 человека. Ж . В ерн. Р о м ан «Д ети 1 кап итана Г ранта» (главы по вы бору). Тем а, идея, п роблем атика П р ои звед ен и я заруб еж н ы х пи сателей на тем у взрослен ия 97 человека. Ж . В ерн. Р о м ан «Д ети кап итана Г ранта» (главы по 1 вы бору). С ю ж ет, ком позиция. О браз героя П р ои звед ен и я заруб еж н ы х пи сателей на тем у взрослен ия 98 человека. Х. Ли. Р ом ан «У бить 1 пересм еш ни ка» (главы по вы бору). Тема, идея, п роблем атика П р ои звед ен и я заруб еж н ы х пи сателей на тем у взрослен ия 99 человека. Х. Ли. Р ом ан «У бить пересм еш ни ка» (главы по вы бору). 1 С ю ж ет, ком позиция, образ главн ого героя. С м ы сл названия В н еклассн ое чтение. П рои звед ен и я 100 заруб еж н ы х п и сателей на тем у 1 взрослен ия чел овека (по вы бору) 101 И тоговая контрольная работа. 1 1 Б и б л и отека Ц О К Ьйю8://ш.еЙ800.ги/8Ьс32ебб Т ем а сем ьи в п рои зведен иях X X н ачала X X I вв. (пи сьм ен н ы й ответ, тесты , творческая работа) Р езервн ы й урок. И тоговы й урок за 102 год. С пи сок реком ен д уем ой Б и б л и отека Ц О К Ьй08://ш.еЙ800.ги/8Ьс3358с 1 литературы О БЩ ЕЕ КО Л И ЧЕС ТВ О ЧА СО В ПО П РО ГРА М М Е 102 2 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Литература: 6-й класс: учебник: в 2 частях; 14-е издание, переработанное, 6 класс/ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др.; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Литература 6 класс МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ методические разработки ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Шр8://т.еб800.ги/7й1542е