Первый год обучения I. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы «Шахматы в школе». Данная программа реализуется для обучающихся 1 класса. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ООШ п. Садовый на 2023-2024 учебный год: количество часов в неделю- 1 час; количество часов за год: в 1классе – 33 часа. Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: 1. 2. 3. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных). Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Ценностные ориентиры: Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения обучающиеся могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Введение «Шахмат» позволяет сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. II. Планируемые результаты Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Наличие учебно –познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Развитие творческого потенциала ребенка. Метапредметные: Регулятивные УУД: Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебнопрактических задач. Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач. Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников. Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, схематической, условно-знаковой. Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога. Делать выводы в результате совместной работы всей группы. Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Предметные: К концу первого года обучения обучающиеся должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать (делать рокировку); объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Основной формой учета результатов внеурочной деятельности обучающихся является портфолио. III. Содержание курса: Содержание теоретического раздела программы Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Содержание практического раздела программы 1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, обучающиеся должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, обучающиеся по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а обучающиеся по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Обучающиеся называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. IV. Программно-методическое обеспечение Книгопечатная продукция: Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение», 2011 год. Программа «Шахматы в школе» автор И.Г. Сухин. Москва «Просвещение», 2002год. Методические пособия для учителя: 1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г. 2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г. 3. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 4. Уильям Гарет. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире. М. Терра. 1998 г. 5. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. 1990 г. 6. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. 1979 г. 7. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с. 8. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г. 9. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г. по изданию Майзелис И. Шахматы. Основы теории М. Детгиз I960. 10. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. 1990 г. 11. Шахматы - школе. М. Педагогика. 1990 г. 12. В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г., 13. В.Хенкин «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г., 14. О.Подгаец «Прогулки по черным и белым полям» МП «Каисса плюс» Днепропетровск 1996г., 15. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994. 16. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985. 17. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993. 18. Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991. 19. Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995. 20. Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 21. Книжка – раскраска «Шахматные герои». 22. "Шахматы", автор И.Майзелис. Технические средства обучения (ТСО): 1. 2. 3. Интерактивная доска. Персональный компьютер. Диск с компьютерной программой «LEGO Chess – RUS». Учебно-практические средства обучения: 1. Шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); 2. Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Обе армии равны», «Выигрыш материала» , «Защита», «Шах или мат» , «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол» ,«Ограниченный король», «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата»,«Сделай ничью», «Ограниченный король» и др. 3. Дидактические игрушки "Горизонталь - вертикаль", "Диагональ" (материал – плотнаябумага, ватман, картон). 4. Шахматная матрешка.Шахматные пирамидки.Разрезные шахматные картинки. 5. Шахматное лото.Шахматное домино. 6. Кубики с картинками шахматных фигур. 7. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). 8. Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположений на белых и черных полях. 9. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные, фигуры и указана их относительная ценность). 10. Шахматная доска - куб с фрагментами доски. 11. Набор фрагментов шахматной доски. V. Календарно – тематическое планирование. Дата № По Тема раздела. По уро плану фак Тема урока ка ту 1 2 3.09. 10.09. Содержание Деятельность обучающихся Знакомство с шахматной доской Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные ноля квадратные Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» Шахматная доска Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество Дидактические задания и горизонталей на доске. Вертикальная "Горизонталь", "Вертикаль" линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали 3-4 17.09 24.09 Знакомство с шахматными фигурами 5 1.10 Начальное положение 6 8.10 Знакомство с шахматной фигурой. Ладья 7 15.10 1 класс Ладья в игре игры Результат Уметь правильно называть шахматные фигуры Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр Знать названия шахматных Белые и черные. фигур: ладья, Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король слон, ферзь, конь, пешка, король Расстановка фигур перед шахматной Уметь Просмотр диафильма "Книга шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой правильно мудрости. Второй шаг в мир шахмат". цвет". Связь между горизонталями, расставлять Дидактические задания и игры "Мешочек", вертикалями, диагоналями и начальным шахматы в "Да и нет", "Мяч" положением фигур начале игры Дидактические задания и игры "Лабиринт", Знать где "Перехитри часовых", "Один в поле воин", Место ладьи в начальном положении положение "Кратчайший путь" ладьи Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая" Ход ладьи. Взятие. «Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две Дидактические игры "Захват контрольного ладьи против одной, две ладьи против поля", "Защита контрольного поля" двух). "Ограничение подвижности" Уметь правильно ходить и бить ладьей 8. 9 10 11 12 13 22.10 29.10 Знакомство с шахматной фигурой. Слон Дидактические задания "Лабиринт", Место слона в начальном положении. "Перехитри часовых", "Один в поле воин", Знать где Ход слона, взятие. Белопольные и положение слона "Кратчайший путь" чернопольные слоны. Разноцветные и и как он ходит одноцветные слоны. Качество Слон в игре Легкая и тяжелая фигура. "Игра на Уметь уничтожение" (слон против слона, два Дидактические игры "Захват контрольного правильно слона против одного, два слона против поля", "Зашитаконтрольного поля" ходить двух). "Ограничение подвижности" 12.11. Ладья против слона 19.11 Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь 26.11 Ферзь в игре 3.12 Ферзь против ладьи и слона Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения). Ограничение подвижности. Термин "стоять под боем" Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля»,"Защита контрольного поля" Уметь правильно ходить и бить слоном Дидактические задания "Лабиринт", Место ферзя в начальном положении. "Перехитри часовых", "Один в поле Знать положение Ход ферзя, взятие. ферзя воин", "Кратчайший путь". Ферзь -тяжелая фигура Просмотр диафильма "Волшебные "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя). Ограничение подвижности шахматные фигуры. Третий шаг в мир Уметь шахмат". Дидактические игры "Захват правильно контрольного поля", "Защита ходить контрольного поля" «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Уметь правильно ходить и бить ферзем положения). "Ограничение подвижности". 14 15 16 17 18 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 Знакомство с шахматной фигурой. Конь Дидактические игры контрольного поля", контрольного поля" "Захват "Защита Уметь Дидактические задания «Лабиринт», Место коня в начальном положении. правильно «Перехитри часовых», "Один в поле Ход коня, взятие расставлять воин", "Кратчайший путь" коней Конь - легкая фигура."Игра на уничтожение" (конь против коня, два Дидактические игры "Захват Конь в игре коня против одного, один конь контрольного поля" против двух, два коня против двух). "Ограничение подвижности" Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака "Игра на уничтожение" (конь против неприятельской фигуры", "Двойной удар", Конь против ферзя, ферзя, конь против ладьи, конь против "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". ладьи, слона слона, сложные положения). Дидактическая игра "Захват контрольного "Ограничение подвижности" поля" Место пешки в начальном Знакомство с положении. Ладейная, коневая, Дидактические задания "Лабиринт", пешкой слоновая, ферзевая, королевская "Один в поле воин» пешка. Ход пешки, взятие Пешка в игре Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против пешки, две Дидактические задания "Лабиринт", пешки против одной, одна пешка "Один в поле воин» против двух, две пешки против двух, многопешечные положения Уметь правильно ходить буквой «Г» Уметь правильно ходить и бить конем Знать положение пешки и как она ходит Уметь правильно бить пешкой 19 20 21 28.01 4.02 11.02 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона Знакомство с шахматной фигурой. Король Король против других фигур 22 25.02 Шах 2324 3.03 10.03 Мат "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). "Ограничение подвижности" Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король " против коня, король против пешки). "Ограничение подвижности" Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита" Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в иоле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга" Дидактические задания "Перехитри часовых1', "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля" Уметь правильно ходить и бить пешкой, превращение пешки Знать положение короля Уметь правильно ходить и бить королем, сила короля Дидактические задания "Шах или не Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, – шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита Шах пешкой. на от шаха".Дидактические задания "Дай нападение Защита от шаха. открытый шах", "Дай двойной шах". короля Открытый шах. Дидактическая игра "Первый шах" Двойной шах Мат – завершение игры Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, Дидактическое задание "Мат или не мат" пешкой (простые примеры) 2526 2728 2930 3132 Дидактическое задание "Мат в один Мат в один ход: сложные примеры с ход".Дидактическое задание "Дай мат в Уметь ставить большим числом шахматных фигур мат в один ход один ход" 17.03 31.03 Ставим мат 7.04 14.04 Ничья, пат Отличие пата от мата. Варианты Дидактическое задание «Пат или не пат» ничьей. Примеры на пат 21.04 28.04. Рокировка. Длинная и короткая Правила рокировки 5.05 12.05 Игра всеми фигурами из начального положения рокировка. Дидактическое задание "Рокировка" Дидактическая игра "Два хода". Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми Предложение ничьи или попасть в пат Уметь делать рокировку Уметь играть всеми фигурами из начального положения фигурами из начального положения. 33 19.05 Повторение изученного материала Шахматный турнир Обучающиеся играют попарно Выявление лучших обучающихся, усвоивших материал