ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2023 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. https://workprogram.edsoo.ru/workprograms/5413975?sharedToken=36aof6bMeahttps://workprogram.edsoo.ru/workprograms/5413975?sharedToken=36aof6bMea ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся. Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются: -воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; -включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; -осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; -развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; -воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; -формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе; -обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; -формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; -совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; -развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.). В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы. Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке в неделю 4 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в центре внимания находятся: -важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры; -интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному чтению на родном (русском) языке культурноисторические понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся. -произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре. В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке» содержание обучения для каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы). Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и другие). 4 КЛАСС Раздел 1. Мир детства. 1.1. Я и книги. Испокон века книга растит человека. Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например: С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С. Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент). 1.2. Я взрослею. Скромность красит человека. Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например: Е. В. Клюев «Шагом марш». И. П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша». Любовь все побеждает. Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например: И.А. Мазнин "Летний вечер". 1.3. Я и моя семья. Такое разное детство. Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например: М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). 1.4. Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры. Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например: В. П. Крапивин «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная работа Раздел 2. Россия - Родина моя. 2.1. Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли Русской. Произведения о выдающихся представителях русского Например: Е. В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут". народа. 2.2. Что мы Родиной зовем. Широка страна моя родная. Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. Например: В. Г. Распутин «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. 2.3. О родной природе. Под дыханьем непогоды. Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин «Зимой». В. Д. Берестов «Мороз». Н. М. Рубцов «Во время грозы». Проверочная работа Распределенное по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса. Аудирование (слушание). Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи, умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение. Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и другие Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения). Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с использованием текста, высказывания, отражающих специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул, принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору обучающихся. Письмо (культура письменной речи). Создание небольших по объему письменных проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. высказываний по Библиографическая культура. Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с использованием списка произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Литературоведческая пропедевтика. Практическое использование литературных понятий. при анализе текста изученных Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел, сюжет, тема, герой произведения, портрет, пейзаж, ритм, рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной речи. Творческая деятельность литературных произведений). обучающихся (на основе изученных Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: Гражданско-патриотическое воспитание: -становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; -сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; -уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; -первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях. Духовно-нравственное воспитание: -признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта; -проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка; -сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров художественных произведений. Эстетическое воспитание: -уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; -стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; -физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: -соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; -бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудовое воспитание: -осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологическое воспитание: -бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: -первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; -объединять объекты (тексты) по определённому признаку; -определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов; -находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов; -выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; -устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; -сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); -проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; -формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала; -прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: -выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; -согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; -распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); -соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; -анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; -понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; -проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; -признавать возможность существования разных точек зрения; -корректно и аргументированно высказывать своё мнение; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; -подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; -подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: -устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; -корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов; -соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов; -находить ошибку, допущенную при работе с текстами; -сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: -формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; -ответственно выполнять свою часть работы; -оценивать свой вклад в общий результат; -выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить: -понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; -осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы; -осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; -ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев; -овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов; -совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов); -применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения); -самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения; -использование справочных источников для получения дополнительной информации. К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке: -осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для культурной самоидентификации; -определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; -совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; -применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); -самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; -пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. МИР ДЕТСТВА 1.1. Я и книги Количество часов всего контрольные работы практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3 https://infourok.ru/ 1.2. Я взрослею 3 https://infourok.ru/ 1.3. Я и моя семья 1 https://infourok.ru/ 1.4. Я фантазирую и мечтаю 1 Итого по разделу: Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 2.1. Родная страна во все времена сынами сильна 1 8 3 https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ 2.2. От праздника к празднику 2 2.3. О родной природе 4 1 9 17 2 Итого по разделу: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://infourok.ru/ https://infourok.ru/ 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). 1 06.09 https://infourok.ru/konspekt-urokaprezentaciya-po-literaturnomu-chteniyust-aksakov-detskie-godi-bagrovavnuka3979041.html 2. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). 1 20.09 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokurodnoj-russkoj-literatury-v-4-klassaknizhka-s-kartinkami-d-n-maminsibiryak-6214023.html 3. С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). 1 04.10 https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-kuroku-literaturnoe-chtenie-na-ro-1.html 4. Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». 1 18.10 https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomyazyke-skromnost-krasit-cheloveka-4klass-5800369.html 5. И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша» 1 08.11 https://infourok.ru/i-p-tokmakovarazgovor-tatarnika-i-sporysha-e-vklyuev-shagom-marsh-5821609.html 6. И.А. Мазнин "Летний вечер". 1 22.11 https://infourok.ru/konspekt-urokaliteraturnogo-chteniya-na-rodnomrusskom-yazyke-na-temu-i-a-mazninletnij-vecher5578817.html?ysclid=lmlqpv8w5552297 1126 06.12 https://multiurok.ru/files/prezentatsiialiotchik-prolozhivshii-marshruty-v-i.html 20.12 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuliteraturnogo-chteniya-na-rodnomrusskom-yazyke-na-temu-v-p-krapivingolubyatnya-v-orehove-4-klass5675439.html https://infourok.ru/literaturnoe-chteniena-rodnom-yazyke-e-v-murashova-kaffa5728803.html 7. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет») 1 8. В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная работа 1 1 9 - Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава 10 «Каффа»). 2 10.01 24.01 11. Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут". 1 07.02 12. В. Г. Распутин. «Саяны». 1 21.02 https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomyazyke-m-ya-borodickaya-v-gostyah-ulesnika-g-ya-snegiryov-karlikovayaberyozka-6033691.html 13. Сказ о валдайских колокольчиках 1 06.03 https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomrusskom-yazyke-4-klass-skaz-ovaldajskih-kolokolchikah-6075700.html 14. Русские народные загадки о ветре, морозе, 1 20.03 https://infourok.ru/prezentaciya-zagadki- грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». prirodnih-yavleniy-2479987.html 15. В. Д. Берестов. «Мороз». 1 16. А.А. Солоухин "Ветер". Проверочная работа 1 17. Повторение пройденного за год 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 24.04 1 08.05 22.05 2