Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для обучающихся 1 класса

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
1)
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа;
понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его
изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
2)
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
3)
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка
(прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах
русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому
языку;
4)
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
5)
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
6)
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским
литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
7)
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык
(русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного
курса.
«Русский язык». В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством
и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в
частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как
курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного
курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование,
проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока.
Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» — включает содержание, обеспечивающее расширение
знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный
блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной
специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических
ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование
умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое
освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного
отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно
участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать
предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка,
отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств
для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том
числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание

важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как
одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность
и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать
аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции
при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному
плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в

словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы,
таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления
речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию
языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную
ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной семантикой,
обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось
то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные
обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели
и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа.
Резерв учебного времени — 2 ч.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение
учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия
русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и
пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
1)
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие
предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
2)
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
3)
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
4)
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
5)
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
6)
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
7)
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
8)
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
9)
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
10)
уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и
др.);
11)
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
12)
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
13)
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
14)
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём
наиболее существенные факты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Тема, раздел
курса
Секреты
речи
и текста
(8 ч1)

Программное
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
содержание
обучающихся
Общение. Устная
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста учебника,
и письменная
в ходе которого учащиеся определяют, когда, с какой целью, в каких
речь.
ситуациях люди пользуются речью. Коллективное формулирование
(2 ч)
вывода о непосредственном речевом сопровождении всех видов деятельности
Стандартные
человека. Работа с иллюстрациями учебника Беседа о видах речевой
обороты речи
деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо).
для участия
Коллективное формулирование вывода о том, какие виды речевой
в диалоге:
деятельности относятся к письменным формам речи, а какие к устным.
Как приветствовать
Работа с книгой. Комментирование значений пословиц о силе слова.
взрослого
Организация дискуссии, побуждающей учащихся к размышлению о важности
и сверстника?
внимательного, вдумчивого отношения к слову.
Как вежливо
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций учебника, направленный на
попросить?
осмысление роли мимики и жестов в общении людей.
Как похвалить
Обсуждение распространенных, часто используемых жестов, которые
товарища?
сопровождают и дополняют нашу речь (жесты приветствия, прощания,
Как правильно
согласия, одобрения и др.), их роли, ситуаций, когда люди к ним прибегают.
отблагодарить?
Работа в паре: выполнение игровых упражнений, направленных на
Этикетные формы
осмысление роли, места мимики и жестов в человеческом общении,
обращения в
умение распознавать настроение, чувства человека по его мимике
официальной и
Анализ речевых ситуаций с точки зрения употребления формул
неофициальной
речевого этикета. Работа в группах: обсуждение приведенных в тексте
речевой ситуации.
вежливых слов, определение ситуаций, в которых они могут быть
(2 ч)
применены. Самостоятельная работа по подбору вежливых слов,
которые могут быть использованы в различных ситуациях общения
(встрече, прощании, выражении просьбы и др.).
Обсуждение различных ситуаций общения (ребенок — сверстник, ребенок —
взрослый). Коллективное формулирование вывода о необходимости выбора
правильных формул речевого этикета в зависимости от
возраста, статуса, степени знакомства с собеседником, ситуации,
в которой протекает общение (обращение на вы и на ты).
Творческое задание: придумать ситуации общения, когда нужно
обратиться на вы и на ты.
Парная работа: разыгрывание диалогов на основе изображенных
в учебнике ситуаций общения, требующих выбора определенных
вариантов формул речевого этикета.
Групповая работа, направленная на обсуждение роли слова «пожалуйста» в
нашей речи.
Рассказ учителя об истории вежливых слов (благодарю, спасибо,
извините).
Объяснение значения пословицы о правильном отношении к словам
благодарности.
Групповая работа, направленная на анализ возможных вариантов выражения
одобрения, похвалы. Дискуссия о том, как правильно выбирать языковые
средства для выражения одобрения, почему похвала может иногда расстроить
человека.
Творческое задание по выбору этикетных формул для выражения похвалы и
утешения на основе анализа изображенных ситуаций. Объяснение смысла
крылатых выражений, учебный диалог о важности и силе доброго слова,
уместности похвалы, скромности и умении не ждать похвалы за каждый
добрый поступок

Тема, раздел
курса

Программное
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
содержание
обучающихся
Правила корректного Групповая работа по анализу текста учебника, направленная на осмысление
речевого поведения в значения слова «здравствуйте», важности использования вежливых слов в
ходе диалога;
общении.
использование в речи Рассказ учителя об этимологии слова «здравствуйте». Беседа о значении слов
языковых средств для «здравый», «здравствовать», «здравствуйте», этимологической взаимосвязи
свободного
этих слов и их значений.
выражения мыслей и Творческое задание по выбору речевых формул приветствия в зависимости от
чувств адекватно
ситуации общения.
ситуации общения.
Самостоятельная работа по выбору соответствующих ситуации общения
Секреты диалога:
языковых средств.
учимся разговаривать
Групповая работа: подготовка выразительного чтения стихотворений по
друг с другом и со
ролям. Обсуждение особенностей прочтения каждого текста, возможности
взрослыми.
передачи настроения героев, их характера с помощью силы голоса, интонации,
(1 ч)
темпа речи
Имена
Групповая работа: чтение и отгадывание загадок об имени человека.
в малых жанрах
Беседа о том, зачем людям нужны имена. Рассказ учащихся об именах
фольклора.
членов своей семьи.
(1 час)
Обсуждение стихотворения К. И. Чуковского. Беседа о существовании
разных вариантов звучания одного имени (полного имени, краткой
уменьшительно-ласкательной формы), особенностях использования
краткой и полной форм имени в зависимости от возраста человека,
ситуации общения.
Групповая работа: анализ использованных в стихотворении различных
вариантов имени Николай.
Парная работа: образование полных вариантов мужских и женских
имен от приведенных кратких форм.
Дискуссия, направленная на анализ вариантов имени Александра.
Творческое групповое задание: подбор имен, которые имеют мужской
и женский варианты.
Объяснение значения пословиц, в которых используются имена собственные.
Обсуждение имен сказочных персонажей, тренировка в образовании
полных и кратких форм имени.
Творческое задание: подготовка рассказа об упомянутом сказочном герое (на
выбор).
Рассказ учителя о том, что такое отчество, как оно возникает.
Практическая самостоятельная и парная работа, направленная на
отработку умения образовывать отчество по имени отца и, наоборот,
определять имя отца человека по отчеству.
Цели и виды
Беседа «Почему мы задаём друг другу вопросы?»
вопросов:
Групповая работа: анализ текста стихотворения З. Александровой.
вопрос-уточнение, Творческое задание: составление рассказа на основе вопросов об интересном
вопрос как запрос
явлении природы.
на новое содержание.
Обсуждение текста стихотворения «Четыре старушки», роли вопросов,
(2 ч)
которые задают герои стихотворения.
Творческое задание: моделирование ситуаций, в которых необходимо
задать вопрос, и ситуаций, в которых вопросы будут излишними.
Коллективное формулирование вывода о значении и необходимости
умения задавать вопросы. Беседа о целях вопросов, их адресате,
использовании специальных
вопросительных слов, которые помогают задавать вопросы.
Игровое упражнение «Вопросы-ответы»: один ученик придумывает
вопрос, который начинается со слова «почему», другие ученики
отвечают на вопрос, используя в своих ответах слово «потому что».
Беседа о том, когда необходим полный, развернутый ответ на вопрос,
а когда можно дать ответ одним словом.
Практическая групповая работа: отработка умения отвечать на вопрос
одним словом.
Игровое упражнение «Кто быстрее ответит на вопрос?» (необходимо
ответить на поставленный вопрос одним словом).
Беседа по содержанию стихотворения С. Черного. Составление рассказа о
герое стихотворения.
Обсуждение текста С. Баруздина, составление полного ответа на вопрос: «А
что ты мог бы рассказать о стране, в которой живёшь?».
Беседа на основе иллюстраций учебника, подготовка связного высказывания о

Тема, раздел
курса

Программное
содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
обучающихся
своей стране и малой родине.
Анализ смысла крылатых выражений о Родине.
Групповая работа, направленная на анализ текста стихотворения и поиск
ответа на проблемный вопрос. Обсуждение смысла слов и выражений текста,
употребленных в переносном значении. Творческое задание: «Расскажи
одноклассникам, как чувствуешь весну ты», предполагающее самостоятельное
формулирование высказывания о весне, о личном отношении к этому времени
года. Творческое задание (выполнение мини-проекта): подготовка рассказа
о своем любимом животном, готовность отвечать на вопросы о выбранном
животном
Роль
логического
Наблюдение
за
возможностью
произносить
предложения, выделяя с помощью
Язык
ударения.
логического ударения различные слова.
в действии (10
(3 ч)
Упражнение: произнесение предложения с заданной интонацией и логическим
ч)
ударением.
Беседа на основе вопросов учебника, уточнение значения слов изба — дом —
жилище.
Творческая работа в парах: придумать и разыграть возможный диалог между
героями сказки.
Учебный диалог: обсуждение места постановки логического ударения в
предложении в зависимости от той информации, которую в него вкладывают.
Практическая работа: составление вопросов, которые будут соответствовать
приведенным ответам, разыгрывание диалога в парах.
Коллективное формулирование вывода о том, что логическое ударение
в предложении может падать на разные слова.
Практическая работа: закрепление умения выделять голосом определённое
слово, отработка навыка внимательного восприятия текста
(на слух или при самостоятельном чтении).
Работа в парах (или в группах): нахождение места логического ударения в
предложении в зависимости от контекста
Звукопись
Наблюдение за текстами стихотворений: задача «услышать» звук
в стихотворном
стихотворения, который поэты создают, используя звукопись.
художественном
Рассказ учителя о том, что такое звукопись, что лежит в ее основе
тексте.
и для чего писатели прибегают к этому приему.
(1 ч)
Практическая работа: анализ стихотворения, объяснение, какую
функцию в нем выполняет игра со звуками.
Творческое задание: составление рассказа на основе личного жизненного
опыта.
Учебный диалог, направленный на анализ текста стихотворения.
Коллективное формулирование вывода о том, что игра со звуками
помогает передать характер героя.
Самостоятельная работа: нахождение приема звукописи в тексте,
выбор правильной интонации и темпа при выразительном прочтении
стихотворения.
Наблюдение за приемом звукописи в тексте, определение звуков,
при помощи которых происходит игра
Как нельзя
Практическая работа: отработка произнесения с правильным ударением слов,
произносить
в которых часто допускаются ошибки.
слова:
Творческое задание: придумать предложение с указанными словами,
пропедевтическая
обращая внимание на место ударения в них.
работа
Практическая фронтальная работа: с опорой на рисунки сравнить
по предупреждению предметы и продолжить предложения, правильно употребляя прилагательные
ошибок
в сравнительной степени.
в произношении
Работа с иллюстрациями учебника, отработка постановки правильного
слов.
ударения в глаголах прошедшего времени женского рода.
Смыслоразличительн
Творческая работа: придумывание предложений с использованием
ая роль
отработанных слов.
ударения.
Учебный диалог, направленный на наблюдение и осмысление явления
(4 ч)
подвижности ударения в разных формах одного слова.
Коллективное формулирование выводов о возможности изменения
места ударения в различных формах одного и того же слова.
Практическая работа: определение места ударения в словах.
Парная работа: определение места ударения в словах стихотворения,
подготовка выразительного прочтения стихотворного отрывка. Творческое

Тема, раздел
курса

Программное
содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
обучающихся
задание: придумывание предложений, в которых используются
формы одного и того же слова с подвижным ударением.
Практическая работа: отработка умения внимательно читать текст,
запоминать детали, строить развернутое высказывание по результатам
анализа текста.
Наблюдение над омографами, анализ значений слов в омонимических
парах, обсуждение роли контекста в различении слов-омонимов.
Обобщение результатов наблюдения, коллективное формулирование
выводов о возможности различения слов, которые совпадают по
написанию, но различаются по значению и произношению, с помощью
контекста
Наблюдение
Наблюдение над языковым материалом: анализ звукоподражательных
за сочетаемостью
слов — названий голосов животных, определение пути их возникновения в
слов:
языке.
пропедевтическая
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (раздаются карточки
работа по
с изображениями птиц, ребёнок должен встать, когда услышит слово,
предупреждению
обозначающее голос птицы, которая изображена на его карточке).
ошибок в
Групповое игровое задание: назвать как можно больше предметов,
сочетаемости слов.
которые могут выполнять указанные действия.
(2 ч)
Практическая работа, направленная на уточнение и разграничение
слов, называющих похожие признаки или действия (шерстяной —
меховой, мыть — стирать и др.).
Игровое задание: учитель называет прилагательное и бросает мяч
первому игроку, ребёнок называет словосочетание с этим словом и
передаёт мяч следующему игроку.
Групповая работа с иллюстрациями учебника, составление описания
картинки с помощью словосочетаний.
Учебный диалог, направленный на уточнение лексического значения
слов-паронимов
Сведения об
Беседа о том, всегда ли люди писали так, как пишут сейчас: ручкой
Русский
истории русской
на бумаге.
язык:
письменности:
Рассказ учителя (с опорой на иллюстрации учебника) о том, как
прошлое
как появились
писали в старину.
и настоящее
буквы современного Игровое задание: «Машина времени» (дети пишут на импровизированных
(12 ч)
русского
церах).
Алфавита.
Работа с иллюстрациями учебника: нахождение различий оформления текста в
Особенности
древней рукописи и в современном тексте. Рассказ учителя
оформления книг в о том, что такое буквица, демонстрация различных вариантов ее оформления в
Древней Руси:
древних книгах, рассказ об истории выражения «красная строка».
оформление красной
Самостоятельная работа: найти современные книги, где воспроизводится
строки и заставок.
традиция украшать первую букву на странице. Организация книжной
Значение устаревших выставки: демонстрация современных книг, в которых красиво украшена
слов данной
первая буква на странице.
тематики. Русские
Практическая работа: оформление буквиц и заставок.
пословицы и
Наблюдение за оформлением предложений в древних книгах. Дидактическая
поговорки, связанные игра «Расшифруй послание»: чтение предложения, написанного без пропусков
с письменностью.
между словами. Коллективное формулирование вывода о важности и
Различные приёмы
необходимости написания текста с пробелами.
слушания научно- Дидактическая игра «Изобрази букву»: самостоятельно или в паре с соседом
познавательных и
по парте дети пробуют изобразить буквы современного русского алфавита.
художественных
Рассказ учителя о славянской азбуке и её создателях — Кирилле и Мефодии.
текстов об истории Работа с иллюстрацией учебника: сравнение старославянского и современного
языка и культуре
алфавитов.
русского народа.
Анализ и комментирование значения пословиц о важности овладения
Различные приемы
грамотой.
слушания научноИгровое задание: распознавание букв современного русского алфавита,
познавательных
представленных в виде наложенных изображений
и художественных
текстов об истории
языка и
культуре русского
народа.
(4 ч)

Тема, раздел
курса

Программное
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
содержание
обучающихся
Лексические единицы
Групповая работа с иллюстрациями учебника: называние современных
с национальновидов домов.
культурной
Учебный диалог: выдвижение предположений о том, как назывались
семантикой,
жилища людей в старину.
обозначающие
Групповая работа, направленная на анализ текста, уточнение значения
предметы
выделенных слов.
традиционного
Уточнение значения слов, обозначающих жилища людей, с помощью
русского
словарной статьи наглядного словаря учебника.
быта: дом в старину:
Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,
что как называлось
уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации и
(изба,
текстового описания.
терем, хоромы,
Упражнение: сравнение словесного описания терема в стихотворении
горница, светлица,
с иллюстрацией, нахождение отличий.
светец,
Знакомство с лексическим значением слов, обозначающих части домов.
лучина и т. д.).
Работа с книгой: знакомство с историей выражения «без сучка, без
Значение устаревших
задоринки». Учебный диалог: обсуждение ситуаций, в которых уместно
слов указанной
употребить это выражение. Творческое задание: придумать собственную
тематики.
ситуацию, в которой уместно употребить фразеологизм.
Русские пословицы и
Учебный диалог, направленный на анализ текста сказки, уточнение
поговорки,
лексического значения слов кузовок, хоромы.
связанные с
жилищем.
Различные
Творческое задание по сочинению продолжения сказки.
приёмы слушания
Учебный диалог, направленный на выявление понимания значения
научнослов горница, светёлка, светлица, сени, чулан, каморка. Использование
познавательных и
словарных статей учебника для определения лексического значения слова.
художественных
Проектное задание: словарь в картинках.
текстов об истории
Беседа-размышление о том, как освещали свои дома люди в прошлом,
языка и
знакомство со словами лучина и светец.
культуре русского Обобщение изученного. Групповая работа: сочинение рассказа о русской избе.
народа.
Самостоятельная работа по составлению и записи словосочетаний
Различные приемы
с указанными словами.
слушания
Обсуждение значения смысла крылатых выражений о доме. Учебный
научнодиалог, направленный на осмысление содержания стихотворения
познавательных и
о доме. Коллективное формулирование вывода о значении выражения
художественных
родной дом
текстов об истории
языка и культуре
русского народа.
(4 ч)
Лексические
Учебный диалог о словах, называющих старинную одежду Обсуждение
единицы с
текстов загадок, анализ особенностей их построения, уточнение
национальнолексического значения использованных в них слов и выражений.
культурной
Использование словарных статей учебника для определения лексического
семантикой,
значения слова.
обозначающие
Коллективное формулирование вывода о причинах устаревания слов,
предметы
называющих одежду.
традиционного
Работа с книгой: чтение текста, составление небольших устных сообщений на
русского
основе прочитанного.
быта: как называлось
Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,
то, во что
уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации и
одевались в старину
текстового описания.
(кафтан,
Практическая работа: установление соответствий между современным
кушак, рубаха,
и старинным названием одежды. Коллективное формулирование
сарафан, лапти
вывода о том, как изменение жизни человека (изменение вещей,
и т. д.). Значение
которыми он пользуется) отражается в языке.
устаревших слов
Работа с иллюстрациями учебника, сравнение предметов, которые
указанной тематики.
в старину и сейчас называются одинаковым словом сарафан.
Русские пословицы и
Беседа о старинных предметах женской одежды и головных уборах.
поговорки,
Использование словарных статей учебника для определения лексического
связанные с одеждой.
значения слов.
Различные
Анализ лексического значения слова с опорой на иллюстрации учебника:
приёмы слушания
сравнение по форме женского убора и архитектурного элемента
научнозданий.

Тема, раздел
курса

Секреты
речи и
текста
(3 ч)

Программное
содержание
познавательных и
художественных
текстов об истории
языка и культуре
русского народа.
(4 ч)
Наблюдение за
текстами разной
стилистической
принадлежности
Сопоставление
текстов.
Анализ информации
прочитанного
и прослушанного
текста: выделение
в нём наиболее
существенных
фактов

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
обучающихся
Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,
уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации и
текстового описания.
Творческое парное задание: составление описания одежды людей,
изображенных на картине
Работа с книгой: чтение и сравнение текстов. Беседа по вопросам
к тексту, определение цели создания и особенностей каждого текста.
Групповая творческая работа: подготовка рассказа о дожде, ливне,
грозе с опорой на прочитанные тексты.
Использование словарных статей учебника для уточнения лексического
значения слов.
Наблюдение за использованием слов и выражений для описания
различных явлений природы в текстах.
Парная работа, направленная на совмещение зрительной и вербальной
информации, уточнение лексического значения слов, соотнесение
иллюстрации и текстового описания.
Беседа о значении устойчивых выражений о дожде (льёт как из ведра,
промокнуть до нитки, промокнуть насквозь).
Рассказ учителя о том, что такое закличка. Творческая работа: сочинение
заклички

Предмет ««Родной русский язык»
1 класс
№
уро
ка

1

2

3

4

5

6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Секреты речи и текста (8 часов)
Как люди общаются друг с другом. Предмет и
слово. Слова, называющие предметы. Слова,
1
называющие действия. Слова, называющие признаки.
Связь слов и высказываний. Служебные сло1
ва. Общение. Устная и письменная речь.
Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие
1
и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Вежливые слова.
Вежливые слова.
Стандартные обороты речи для участия в диало1
ге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)
Как люди приветствуют друг друга
1
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с
другом и со взрослыми
Зачем людям имена
1
Имена в малых жанрах фольклора
1
Спрашиваем и отвечаем.
Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, во1
прос как запрос на новое содержание)
Раздел 2. Язык в действии (10 часов )
1
Выделяем голосом важные слова.
1
Роль логического ударения.
1
Роль логического ударения.
1
Как можно играть звуками
Звукопись в стихотворном художественном тек1
сте
1
Где поставить ударение
1
Где поставить ударение
1
Смыслоразличительная роль ударения
1
Как сочетаются слова
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедев1
тическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов)
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов )
Как писали в старину
1
Особенности оформления книг в Древней Руси:
оформление красной строки и заставок.
1
Как писали в старину

Дата проведения

21
2225
26

2730
31
32
33

Особенности оформления книг в Древней Руси:
оформление красной строки и заставок.
Сведения об истории русской письменности:
как появились буквы современного русского
алфавита.
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
Слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,
светец, лучина
Во что одевались в старину.

1

4

1

4

Раздел 1. Секреты речи и текста (3 часа)
1
Сравниваем тексты
1
Сопоставление текстов
1
Проект «Секреты речи».
Всего
33 часа

18

Примерная рабочая программа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».