Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа п. Садовый СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Протокол №1 от 29. 08.2024 г Рабочая п р о гр а м м а курса внеурочной деят ельност и «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА» 2 класс на 2024 - 2025 учебный год Направление: общеинтеллектуальное Уровень реализации: начальное общее образование Срок реализации: 1 год Учитель: Безнощенко Светлана Ивановна п. Садовый 2024 П ояснительная записка Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Веселая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Веселой грамматике”. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. А ктуальность курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Ц енность внеурочной деятельности заключается в том, что обучающиеся получают возможность для формирования интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развития познавательной активности и самостоятельности; формирования способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Веселой грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Ц ель и задачи курса. Ц ель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие: ■ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; ■ приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; ■ пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; ■ развитие мотивации к изучению русского языка; ■ развитие творчества и обогащение словарного запаса; ■ совершенствование общего языкового развития учащихся; ■ углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитываю щ ие: ■ воспитание культуры обращения с книгой; ■ формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развиваю щ ие: ■ развивать смекалку и сообразительность; ■ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; ■ развивать умение пользоваться разнообразными словарями; ■ учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. О рганизация деятельности младш их ш кольников на занятиях основы вается на следующих принципах: ■ занимательность; ■ научность; ■ сознательность и активность; ■ наглядность; ■ доступность; ■ связь теории с практикой; ■ индивидуальный подход к учащимся. Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Ф орм ы проведения занятий ■ лекции; ■ практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. ■ анализ и просмотр текстов; ■ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаю тся три части: ■ игровая; ■ теоретическая; ■ практическая. О сновны е методы и технологии ■ технология разноуровневого обучения; ■ развивающее обучение; ■ технология обучения в сотрудничестве; ■ коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Описание места курса в учебном плане Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-х классов. П ланируем ы е результаты . 2-й класс Л ичностны е результаты: • о с о зн а в а т ь роль языка и речи в жизни людей; • э м о ц и о н а л ь н о « п р о ж и в а т ь » текст, выражать свои эмоции; • п о н и м а т ь эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • о б р а щ а т ь в н и м а н и е на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). М етапредметны е результаты Р егулят ивны е УУД: • о п р е д е л я т ь и ф о р м у л и р о в а т ь цель деятельности с помощью учителя; • учиться в ы с к а з ы в а т ь своё предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться р а б о т а т ь по предложенному учителем плану П ознават ельны е УУД: • н а х о д и т ь о т в е т ы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • д е л а т ь в ы в о д ы в результате совместной работы класса и учителя; • п р е о б р а з о в ы в а т ь информацию из одной формы в другую: подробно п е р е с к а з ы в а т ь небольшие тексты. К ом м уникат ивны е УУД: • • • • • о ф о р м л я т ь свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); с л у ш а т ь и п о н и м а т ь речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; в ы р а з и т е л ь н о ч и т а т ь и п е р е с к а з ы в а т ь текст; д о г о в а р и в а т ь с я с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться р а б о т а т ь в п а р е, гр у п п е ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Содержание занятий. Тема 1. К а к о б х о д и л и с ь б е з п и с ь м а ? (1 ч.) Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы - символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок - «напоминалок». Тема 2. Д р е в н и е п и с ъ м е н а .(1 ч.) Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. Тема 3. К а к в о з н и к л а н а ш а п и с ь м е н н о с т ь ? (1 ч.) Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Г реческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». Тема 4 -5. М е н я з о в у т Ф о н е м а .(2 ч.) Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Тема 6 - 8. Д л я в с е х л и ф о н е м е с т ь б у к в ы ? (2 ч.) Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква - помощница. Буквы - актёры. Тема 9 - 10. « О ш и б к о о п а с н ы е » м е с т а . (2 ч.) «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Тема 11. Т а й н ы ф о н е м ы .(1 ч.) Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки «запоминалки». Тема 12 - 13. О п а с н ы е с о гл а с н ы е . (2 ч.) Звуки - «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». Тема 14. Н а с ц е н е гл а с н ы е .(1 ч.) Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Тема 15. « Ф о н е м ы п о в е л е в а ю т б у к в а м и » .(1 ч.) Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но ... не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Тема 16. В а ш и с т а р ы е з н а к о м ы е . П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е .(1 ч .) Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ . Тренировочные упражнения. Тема 17 - 18. П р а в и л а о н е п р о и з н о с и м ы х с о г л а с н ы х .(2 ч.) Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Тема 19 - 20. В о л ш е б н о е с р е д с т в о - « с а м о и н с т р у к ц и я » .(2 ч.) Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. Тема 21. П а м я т ь и г р а м о т н о с т ъ .(1 ч.) Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. Тема 22. С т р о и т е л ь н а я р а б о т а м о р ф е м .(1 ч .) «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Тема 23. Г д е ж е х р а н я т с я с ло ва ? (1 ч.) Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика - наука о языке. Работа со словарями. Тема 24 - 26. П о г о в о р и м о б о в с е х п р и с т а в к а х с р а зу .(2 ч .) Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Тема 27. С л о в а - « р о д с т в е н н и к и » .(1 ч.) Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Тема 28 -29. К т о к о м а н д у е т к о р н я м и ? (2 ч .) Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. Тема 30 - 31. « Н е л е з ь т е з а с л о в о м в к а р м а н !» (2 ч .) Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра - собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. Тема 32. « П е р е с а ж е н н ы е » к о р н и .( \ч .) Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. Тема 33-34. И т о г о в о е за н я т и е . О л и м п и а д а .(2 ч.) Календарно-тематическое планирование 2-й класс «Секреты орфографии» № п /п 1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Т ем а за н я т и я К о л - во Д а т а п р о в е д е н и я ч а со в план ф акт Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность? 1 1 1 Меня зовут Фонема. 2 Для всех ли фонем есть буквы? 2 « Ош ибкоопасные » места Тайны фонемы 1 1 Опасные согласные 2 На сцене гласные «Фонемы повелевают буквами» Когда ь пишется, а когда не пишется? Ваши старые знакомые 1 1 1 1 Правила о непроизносимых согласных 2 Волшебное средство - «самоинструкция» 2 Строительная работа морфем 1 Где же хранятся слова? 2 Поговорим о всех приставках сразу 2 Слова - «родственники» 2 Кто командует корнями? 2 «Не лезьте за словом в карман!» 2 «Пересаженные» корни 1 Итоговое занятие 2 Итого 34 часа Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса О бучаю щ иеся долж н ы зн ат ь: • • • • • Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки согласных и гласных Состав слова Признаки родственных слов. Виды пересказа. О бучаю щ иеся долж н ы ум ет ь: • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки слитно. • Разбирать слова по составу. • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. • Писать НЕ с глаголами. • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. • Составлять рассказы по картинке. • Пересказать текст.