Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

«Обществознание

и

по

учебному

естествознание»

предмету

«Окружающий

(«Окружающий

мир»)

мир»

(предметная

соответствует

Федеральной

область
рабочей

программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира
в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые

результаты

программы

по

окружающему

миру

включают

личностные,

метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе
требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне
начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:


формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного
взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных,

обществоведческих,

нравственно-этических

понятий,

представленных

в

содержании

программы по окружающему миру;


формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому
образу жизни;



развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике,
связанной

как

деятельность),

с

поисково-исследовательской

так

и

с

творческим

деятельностью

использованием

(наблюдения,

приобретённых

опыты,
знаний

трудовая
в

речевой,

изобразительной, художественной деятельности;


духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

личности

гражданина

Российской

Федерации,

понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;


проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;



освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения взаимоотношений в социуме;



обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе
принятия

гуманистических

норм

жизни,

приобретение

опыта

эмоционально-положительного

отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;


становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему
миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты
своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:


раскрытие роли человека в природе и обществе;



освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и
общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет (два часа в неделю
в классе): 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС

Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской
Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта
России.

Общая

характеристика

родного

края,

важнейшие

достопримечательности,

знаменитые

соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история
и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных
связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день,
День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности,
социального статуса, религиозной принадлежности.

Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию
природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого
на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи
на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён
года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек
и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки
родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3
объекта).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).

Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города;
правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила
безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты
велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации,
опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:



устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;



конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;



моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);



соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;



классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;



определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:


использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность

информации,

учитывать

правила

безопасного

использования

электронных

образовательных и информационных ресурсов;


использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники,
энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);



делать

сообщения (доклады)

на

предложенную

тему

на

основе

дополнительной

подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

информации,



ориентироваться

в

понятиях:

организм,

возраст,

система

органов;

культура,

долг,

соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и
культурного наследия;


характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов;
объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;



создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных
привычек;



описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и
др.;



составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений,
особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);



составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;



создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:


самостоятельно

планировать

алгоритм

решения

учебной

задачи;

предвидеть

трудности

и

возможные ошибки;


контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при
необходимости;



адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;



находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность способствует формированию умений:


выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель,
подчинённый, напарник, члена большого коллектива;



ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно
оценивать свой вклад в общее дело;



анализировать

ситуации,

возникающие

в

процессе

совместных

игр,

труда,

инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

использования

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

результаты

изучения

предмета

«Окружающий

мир»

характеризуют

готовность

обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:


становление

ценностного

отношения

к

своей

Родине

–

России;

понимание

особой

роли

многонациональной России в современном мире;


осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;



сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;



проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и
другим народам;



первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:


проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;



принятие

существующих

в

обществе

нравственно-этических

норм

поведения

и

правил

межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения
и доброжелательности;


применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:


понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;



использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:


соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);



приобретение

опыта

эмоционального

отношения

к

среде

обитания,

бережное

отношение

к

физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:


осознание

ценности

трудовой

деятельности

в

жизни

человека

и

общества,

ответственное

потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:


осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:


осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;



проявление

познавательного

самостоятельности

в

интереса,

расширении

своих

активности,
знаний,

в

инициативности,
том

числе

с

любознательности

использованием

и

различных

информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:


понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;



на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);



сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;



объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;



определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;



находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного алгоритма;



выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

(практической)

задачи

на

основе

предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия:


проводить

(по

предложенному

и

самостоятельно

составленному

плану

или

выдвинутому

предположению) наблюдения, несложные опыты;


проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;



определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;



формулировать

с

помощью

учителя

цель

предстоящей

работы,

прогнозировать

развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

возможное



моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);



формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:


использовать

различные

источники

для

поиска

информации,

выбирать

источник

получения

информации с учётом учебной задачи;


находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;



распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно

или

на

основе

предложенного учителем способа её проверки;


находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;



читать

и

интерпретировать

графически

представленную

информацию

(схему,

таблицу,

иллюстрацию);


соблюдать

правила

информационной

безопасности

в

условиях

контролируемого

информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);

доступа

в



анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;



фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:


в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;



признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;



соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;



использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей;



создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);



конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной
работы, подкреплять их доказательствами;



находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях
природы, событиях социальной жизни;



готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:



планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной
задачи;



выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:


осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;



находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;



корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);



предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.



объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;



оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:


понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической)
задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);



коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;



проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;



ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:


проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России;



соблюдать правила нравственного поведения в социуме;



показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины,
реки, озёра, моря, омывающие территорию России);



показывать на исторической карте места изученных исторических событий;



находить место изученных событий на «ленте времени»;



знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;



соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;



рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России,
наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;



описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в
том числе государственную символику России и своего региона;



проводить

по

предложенному/самостоятельно

составленному

плану

или

выдвинутому

предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;


распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;



группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для
группировки; проводить простейшие классификации;



сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;



использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в
природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);



называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в
пределах изученного);



называть экологические проблемы и определять пути их решения;



создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;



использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы;



соблюдать правила нравственного поведения на природе;



осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;



соблюдать

правила

безопасного

поведения

при

использовании

объектов

транспортной

инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);


соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;



осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в
информационно-телекоммуникационной сети Интернете;



соблюдать

правила

безопасного

информационных ресурсов.

для

здоровья

использования

электронных

образовательных

и

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

1

Как человек изучает окружающую
природу?

1

2

Солнце - звезда

1

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле как результат
вращения планеты вокруг своей оси
(практические работы с моделями и
схемами)

1

1

5

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами). Общая
характеристика времён года

1

1

6

Историческое время. Что такое «лента
времени»?

1

7

Экологические проблемы взаимодействия
человека и природы

1

8

Всемирное культурное наследие России

1

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8414eca

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415b9a

9

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

10

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

11

Знакомство с Международной Красной
книгой

1

12

Всемирное культурное наследие

1

13

Охрана историко-культурного наследия

1

14

О вредных для здоровья привычках

1

15

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

16

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта

1

17

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные знаки

1

19

Равнины России: Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская (название, общая
характеристика, нахождение на карте)

1

20

Горные системы России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая характеристика, главные
вершины, место нахождения на карте)

1

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК

Естественные водоёмы: океан, море, озеро,
болото. Примеры водоёмов в России

https://m.edsoo.ru/f8416cfc

22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

24

Характеристика природных зон России:
арктическая пустыня. Связи в природной
зоне

1

25

Характеристика природных зон России:
тундра. Связи в природной зоне

1

26

Характеристика природных зон России:
тайга. Связи в природной зоне

1

27

Характеристика природных зон России:
смешанный лес. Связи в природной зоне

1

28

Характеристика природных зон России:
степь и полупустыня. Связи в природной
зоне

1

29

Формы земной поверхности (на примере
родного края)

1

30

Водоёмы и реки родного края

1

31

Использование рек и водоёмов человеком
(хозяйственная деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов

1

32

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных ископаемых,
флоры и фауны)

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8417526

33

Искусственные водоёмы: водохранилища,
пруды (общая характеристика)

1

34

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Формы земной поверхности и
водоёмы"

1

1

35

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Природные зоны"

1

1

36

Человек - творец культурных ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные исторические
времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее время: история
продолжается сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

41

Города России. Древние города России.
Страницы истории

1

42

Государство Русь. Человек - защитник
своего Отечества

1

43

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве

1

44

Образование и культура в Московском
государстве

1

45

Страницы истории Российской империи.
Пётр I

1

46

Страницы Российской империи.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841b284

Преобразования в культуре, науке, быту
47

Образование в Российской империи

1

48

Развитие культуры в Российской империи
Российская империя: развитие культуры
XVIII века (архитектура, живопись, театр)

1

49

«Золотой век» русской культуры. Великие
поэты и писатели, композиторы и
художники XIX века

1

50

Первая Отечественная война: 1812 год.
Защита Родины от французских
завоевателей

1

51

Страницы истории России ХХ века

1

52

Великая Отечественная война 1941-1945
гг: как все начиналось…

1

53

Великая Отечественная война 1941-1945
гг: главные сражения

1

54

Всё для фронта – всё для победы

1

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Мы живём в Российской Федерации

1

57

Государственное устройство РФ (общее
представление). Конституция РФ.
Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

58

Родной край. Знаменитые люди родного

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841d188

края
59

Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость и
уважение

1

60

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка

1

61

Государственные праздники России

1

62

Праздник в жизни общества и человека

1

63

Праздники и памятные даты своего
региона

1

64

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края

1

65

Наша малая Родина: главный город

1

66

Города России. Города-герои. Страницы
истории

1

67

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "История Отечества"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841dc50

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».