Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
языке (русском)» (предметная область «Русский язык и литературное
чтение») на уровне начального общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г.
№ 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2023 г. № 637-р), а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей
программе
воспитания.
https://workprogram.edsoo.ru/workprograms/5413975?sharedToken=36aof6bMeahttps://workprogram.edsoo.ru/workprograms/5413975?sharedToken=36aof6bMea
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке
направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном
языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных,
нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и
художественной литературы родного народа в создании культурного,
морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской
Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения
культурной самоидентификации. В основу содержания программы по
литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что
русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их
сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература

устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся.
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе
литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и
культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и
русской классики, современной русской литературы, входящие в круг
актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство
младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской
культуры понятиями.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке
являются:
-воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку
как существенной части родной культуры;
-включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа
и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям
своего народа;
-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение русской культуры;
-развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества;
-воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое
пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к
русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
-формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в
родной литературе;
-обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;

-формирование потребности в постоянном чтении для развития личности,
для речевого самосовершенствования;
-совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
-развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания
устных и письменных высказываний о прочитанном.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть национально-культурную специфику русской литературы;
взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с
материальной и духовной культурой русского народа.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную
родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного
предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса литературного чтения, входящего в предметную область
«Русский язык и литературное чтение».
Курс предназначен для расширения литературного и культурного
кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской
классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального
чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших
школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры
понятиями.
Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения
произведения русской литературы отражают разные стороны духовной
культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,
сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном
(русском) языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный
характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской
культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается
мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия
ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям,
созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий
позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности
истории и культуры народа, а также содержание произведений русской
литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском)
языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение
предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и
коммуникативных умений.
Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению
дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков
включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и
материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.
Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их
содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного
возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного
чтения на родном (русском) языке в неделю 4 классе – 17 часов (0,5 часа в
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При определении содержания литературного чтения на родном (русском)
языке в центре внимания находятся:
-важные для национального сознания концепты, существующие в
культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости,
совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале
доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего
образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших
национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с

этими произведениями помогает обучающимся понять ценности
национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;
-интересы обучающегося: главными героями значительного количества
произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие
обучающиеся открывают для себя представленные в программе по
литературному чтению на родном (русском) языке культурноисторические
понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке
включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи,
показывают пути взросления, становления характера, формирования
нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся
глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические
периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке
представлено значительное количество произведений современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы, эти произведения близки и понятны современному
обучающемуся.
-произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые
средствами других видов искусства, что позволяет представить
обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном
(русском) языке» содержание обучения для каждого класса включает два
основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя».
В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в
первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во
втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого
раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет
обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы
произведения, темы или проблемы).
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке
предусматривает выбор произведений из предложенного списка в
соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный
компонент содержания, разработка которого в рабочих программах
предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления
национально-специфического и общего в произведениях, близких по
тематике и проблематике.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие
программы по своему выбору и с учётом национально-культурной
специфики региона.

В программе по литературному чтению на родном (русском) языке
представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь
русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и
духовной культурой русского народа.
Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на
расширение литературного и культурного кругозора обучающихся,
произведения фольклора и русской классики, современной русской
литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют
обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального
сознания и русской культуры понятиями.
Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения
русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского
народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие,
милосердие, совесть, правда, любовь и другие).
4 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.1. Я и книги.
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль
книги в становлении личности. Например:
С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с
картинками»).
С. Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
1.2. Я взрослею.
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности
как черте характера. Например:
Е. В. Клюев «Шагом марш».
И. П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».
Любовь все побеждает.
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии,
сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических

ценностях, значимых для национального русского сознания. Например:
И.А. Мазнин "Летний вечер".
1.3. Я и моя семья.
Такое разное детство.
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные
исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками. Например:
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой
первый «полет»).
1.4. Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира.
Например:
В. П. Крапивин «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная
работа
Раздел 2. Россия - Родина моя.
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского
Например:
Е. В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут".

народа.

2.2. Что мы Родиной зовем.
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных
уголков родной земли. Например:
В. Г. Распутин «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
2.3. О родной природе.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе,
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

А. Н. Апухтин «Зимой».
В. Д. Берестов «Мороз».
Н. М. Рубцов «Во время грозы». Проверочная работа
Распределенное по классам содержание обучения сопровождается
следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи,
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский
фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих
нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального
сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и
другие Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные традиции:
единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как

носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,
лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением
человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий
к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения).
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с использованием текста, высказывания, отражающих специфику русской
художественной
литературы.
Пополнение
словарного
запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с использованием
речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту (подробный,
краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул, принципов общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору обучающихся.
Письмо (культура письменной речи).
Создание небольших по объему письменных
проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

высказываний

по

Библиографическая культура.
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с
использованием списка произведений для внеклассного чтения,
рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту
словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Литературоведческая пропедевтика.
Практическое использование
литературных понятий.

при

анализе

текста

изученных

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел, сюжет, тема,
герой произведения, портрет, пейзаж, ритм, рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной речи.
Творческая деятельность
литературных произведений).

обучающихся

(на

основе

изученных

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного
устного и письменного текста на основе художественного произведения с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием
серий иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских
художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском)
языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения
федеральной образовательной программы начального общего образования,
сформулированным в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение художественных произведений, отражающих историю и
культуру страны;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
-уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
-признание индивидуальности каждого человека с использованием
собственного жизненного и читательского опыта;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств,
проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка;
-сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием
примеров художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
-физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации;
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное

потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами,
неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в
том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при
выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке
на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные
универсальные учебные
действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
-сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
-объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
-находить в текстах закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм
действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции
при анализе текстов;
-выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
-устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать
выводы.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:

-с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
-сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану несложное мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового
материала;
-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
-выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник
для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
-согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику);
-соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
-анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
-понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем,
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
-подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
анализу текстов;
-находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
-сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других
обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
-понимание родной русской литературы как национально-культурной
ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
-осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
-осознание значимости чтения родной русской литературы для личного
развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для
культурной самоидентификации, для приобретения потребности в
систематическом чтении русской литературы;
-ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение
поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной
оценки поступков героев;
-овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов;
-совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов);
-применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/
прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение
ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного
с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого,
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения);
-самостоятельный
выбор
интересующей
литературы,
обогащение
собственного круга чтения;
-использование справочных источников для получения дополнительной
информации.
К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по литературному
чтению на родном (русском) языке:
-осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития,
для культурной самоидентификации;

-определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов);
-самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
-пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги

Количество часов
всего
контрольные
работы

практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

3

https://infourok.ru/

1.2.

Я взрослею

3

https://infourok.ru/

1.3.

Я и моя семья

1

https://infourok.ru/

1.4.

Я фантазирую и мечтаю

1

Итого по разделу:
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна

1

8
3

https://infourok.ru/
https://infourok.ru/

2.2.

От праздника к празднику

2

2.3.

О родной природе

4

1

9
17

2

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://infourok.ru/

https://infourok.ru/
0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
(фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»).

1

06.09

https://infourok.ru/konspekt-urokaprezentaciya-po-literaturnomu-chteniyust-aksakov-detskie-godi-bagrovavnuka3979041.html

2.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого
прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1

20.09

https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokurodnoj-russkoj-literatury-v-4-klassaknizhka-s-kartinkami-d-n-maminsibiryak-6214023.html

3.

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова»
(фрагмент).

1

04.10

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-kuroku-literaturnoe-chtenie-na-ro-1.html

4.

Пословицы о скромности. Е. В. Клюев.
«Шагом марш».

1

18.10

https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomyazyke-skromnost-krasit-cheloveka-4klass-5800369.html

5.

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и
спорыша»

1

08.11

https://infourok.ru/i-p-tokmakovarazgovor-tatarnika-i-sporysha-e-vklyuev-shagom-marsh-5821609.html

6.

И.А. Мазнин "Летний вечер".

1

22.11

https://infourok.ru/konspekt-urokaliteraturnogo-chteniya-na-rodnomrusskom-yazyke-na-temu-i-a-mazninletnij-vecher5578817.html?ysclid=lmlqpv8w5552297
1126

06.12

https://multiurok.ru/files/prezentatsiialiotchik-prolozhivshii-marshruty-v-i.html

20.12

https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuliteraturnogo-chteniya-na-rodnomrusskom-yazyke-na-temu-v-p-krapivingolubyatnya-v-orehove-4-klass5675439.html
https://infourok.ru/literaturnoe-chteniena-rodnom-yazyke-e-v-murashova-kaffa5728803.html

7.

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы
«Маленький мир», «Мой первый «полет»)

1

8.

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты). Проверочная работа

1

1

9 - Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава
10
«Каффа»).

2

10.01
24.01

11.

Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут".

1

07.02

12.

В. Г. Распутин. «Саяны».

1

21.02

https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomyazyke-m-ya-borodickaya-v-gostyah-ulesnika-g-ya-snegiryov-karlikovayaberyozka-6033691.html

13.

Сказ о валдайских колокольчиках

1

06.03

https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomrusskom-yazyke-4-klass-skaz-ovaldajskih-kolokolchikah-6075700.html

14.

Русские народные загадки о ветре, морозе,

1

20.03

https://infourok.ru/prezentaciya-zagadki-

грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».

prirodnih-yavleniy-2479987.html

15.

В. Д. Берестов. «Мороз».

1

16.

А.А. Солоухин "Ветер". Проверочная работа

1

17.

Повторение пройденного за год

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

24.04
1

08.05
22.05

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».